Топ "Агитухи": август
Telegram-канал «Агитуха» опубликовал рейтинг лучших агитационно-пропагандистских материалов на выборах 2020 г. в России за август. Первые три позиции в ТОПе лучших АПМ заняли материалы, разработанные технологами «Справедливой России», ЛДПР и ульяновского движения «Против всех».
26% участников голосования остановили свой выбор на видеоролике, посредством которого эсеры из Республики Коми рассчитывают завоевать сердца и умы северных избирателей. Дизайн и сюжет этого АПМ коренным образом отличается от привычных форматов. Прибегнув к такому художественному приему, как иносказание, создатели ролика передали партийный месседж через галерею образов в виде героев современного фэнтези, одновременно наполнив свое творение множеством отсылок к популярным сериалам и видеоиграм.
По мнению политолога, эксперта Центра ПРИСП Николая Пономарева, высокий уровень популярности ролика был обеспечен в первую очередь тем, что его создатели использовали в качестве «строительного материала» культурные паттерны, привычные широким массам Интернет-пользователей, и в то же время почти не использующиеся при создании АПМ (традиционно ориентированных на наиболее активный, т.е. возрастной электорат). Помимо того, повествование в ролике построено по принципу мономифа, благодаря чему оно органично укладывается в систему существующих в сознании большинства россиян архетипов.
17% подписчиков, участвовавших в определении лучшего АПМ августа, по достоинству оценили баннер кандидата от движения «Против всех» Анны Карвалейру, претендующей на место в городской думе Ульяновска.
Как считает Николай Пономарев, высокий уровень популярности данного АПМ обеспечили как наличие юмористической составляющей, так и глубокий психологизм выбранного его создателями подхода, позволяющий переключить внимание избирателей с происхождения кандидата на продвигаемую им повестку. В данном случае мы можем наблюдать пример того, как отстройка кандидата от его антиобраза переросла в мощный контрудар по конкурентам. Происхождение и сама фамилия кандидата Карвалейру легко могли быть использованы для эксплуатации ксенофобских настроений, всегда и везде присущих достаточно значимому числу избирателей (в силу самой природы формирования идентичности на основе аутгрупповой дискриминации). Однако сотрудники штаба участницы движения «Против всех» сумели купировать соответствующие риски весьма нетривиальным образом. С точки зрения развития символического ряда команде Карвалейру также удалось вписать новый образ в контекст ранее продвигаемого дискурса («…в Ульяновске мы даже нефтью не считаемся. Скорее всего, мы – новые дрова. Просто горим в топке корпораций»).
16% голосов собрал брендированный костюм для собак, дизайн которого разработали технологи ЛДПР.
Согласно позиции Николая Пономарева, успех данного АПМ обусловил целый ряд факторов. Во-первых, он позволяет выработать у внешнего наблюдателя ряд позитивных ассоциаций с ЛДПР, традиционно не вписывавшихся в агрессивный и гипермаскулинный образ партии Владимира Жириновского. Тем самым были сформированы предпосылки для расширения электората. Во-вторых, мы наблюдаем пример адресной агитации в отношении широкой группы населения, обладающей собственной повесткой, которую действующая власть прорабатывает по остаточному принципу. По данным ВЦИОМ за 2019 г., 68% российских семей имеют домашних животных. И лишь четверть из них завели питомцев в чисто утилитарных целях. Опрос, проведенный поллстером в ноябре 2016 г., показал, что две трети (68%) россиян, не имеющих домашних животных, при благоприятном стечении обстоятельств охотно обзавелись бы ими. В-третьих, за счет брендированного костюма собака во время выгула, как минимум, дважды в сутки, превращается в подвижное средство агитации, маршрут движения которого охватывает достаточно большую территорию. Нельзя забывать и о том, что зачастую владельцы собак образуют устойчивые сообществе, не только совместно осуществляющие выгул питомцев. За счет этого владелец животного легко может превратиться в бесплатного агитатора.