Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген»
02.10.2024

Риски потери управляемости

 

Член правления РАПК, глава аналитического центра «Политген» Ярослав Игнатовский – о целях муниципальной реформы.

За­ко­но­про­ект об ор­га­ни­за­ции мест­но­го са­мо­управ­ле­ния (МСУ) мо­гут при­нять во вто­ром и тре­тьем чте­ни­ях до кон­ца 2024 года. Со­глас­но до­ку­мен­ту, к 2028 году ре­ги­о­ны долж­ны пе­рей­ти на од­но­уров­не­вую си­сте­му МСУ и лик­ви­ди­ро­вать все сель­ские и го­род­ские по­се­ле­ния. Кро­ме того, пред­ла­га­ет­ся на­де­лить гу­бер­на­то­ров пра­вом не толь­ко участ­во­вать в на­зна­че­нии мэ­ров, но и ли­шать их пол­но­мо­чий за си­сте­ма­ти­че­ское недо­сти­же­ние KPI.

Цель за­ко­но­про­ек­та о МСУ – сде­лать мест­ную власть бо­лее кон­тро­ли­ру­е­мой, чем ра­нее. Для это­го упразд­ня­ет­ся весь ни­же­сто­я­щий уро­вень са­мо­управ­ле­ния в виде му­ни­ци­паль­ных со­ве­тов и ад­ми­ни­стра­ций, а оста­ет­ся лишь тот, ко­то­рый мо­жет дер­жать под кон­тро­лем пер­вое лицо в ре­ги­оне, то есть гу­бер­на­тор. Он же мо­жет от­ре­шать от долж­но­сти глав го­ро­дов и по­се­ле­ний, если они не вы­пол­ня­ют по­став­лен­ные за­да­чи.

Рис­ки свя­за­ны, как ни стран­но, с по­те­рей управ­ля­е­мо­сти, хотя вро­де как ре­фор­ма долж­на ее улуч­шить. Но суть в том, что лик­ви­ди­ру­ет­ся ниж­ний уро­вень са­мо­управ­ле­ния, ко­то­рый и от­ве­чал за кон­такт с на­се­ле­ни­ем.

К двух­уров­не­вой си­сте­ме было мно­же­ство пре­тен­зий, в том чис­ле и то, что ре­аль­ных пол­но­мо­чий у мест­но­го са­мо­управ­ле­ния де-фа­кто не было, а за­тра­ты на него были зна­чи­тель­ны­ми. При этом все важ­ные ре­ше­ния, ка­са­ю­щи­е­ся мест­ных про­блем, по боль­шей ча­сти при­ни­ма­лись уров­нем выше, а му­ни­ци­па­лы на си­ту­а­цию по­вли­ять ни­как не мог­ли. Да и в неко­то­рых сель­со­ве­тах уже на­блю­да­лась боль­шая про­бле­ма с на­бо­ром в му­ни­ци­паль­ные де­пу­та­ты из-за от­сут­ствия же­ла­ю­щих или даже на­се­ле­ния.

Со­про­тив­ле­ние но­во­му за­ко­но­про­ек­ту воз­мож­но, в ос­нов­ном, в на­ци­о­наль­ных рес­пуб­ли­ках, где силь­ны мест­ные эли­ты и есть ни­зо­вые ак­ти­ви­сты. Плюс пар­ла­мент­ская оп­по­зи­ция бу­дет вы­сту­пать про­тив. Но на­сколь­ко эф­фек­тив­но – во­прос, ведь, как мы пом­ним, при­ня­тие этой ре­фор­мы несколь­ко лет на­зад от­ло­жи­ло имен­но то, что по­яви­лось стой­кое со­про­тив­ле­ние на ме­стах.

Ранее опубликовано на: https://regcomment.ru/analytics/zakonoproekt-o-munitsipalnoj-reforme-prizvan-sdelat-mestnuyu-vlast-bolee-kontroliruemoj-no-est-riski/

chinovnik portfel min

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Риски потери управляемости
banner-cik-min Риски потери управляемости
banner-rfsv-min Риски потери управляемости
expert-min-2 Риски потери управляемости
partners 6
eac_NW-min Риски потери управляемости
insomar-min-3 Риски потери управляемости
indexlc-logo-min Риски потери управляемости
rapc-banner Риски потери управляемости