Итоги выборов: подсчитали - прослезились, или Все могло быть гораздо хуже
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев подводит итоги Единого дня голосования -2018.
Итоги единого дня голосования в 2018 г. можно интерпретировать по-разному. Однако сложно оспаривать то, что уровень электоральной поддержки «партии власти» ощутимо снизился. Что, на первый взгляд, представляется естественным на фоне предшествовавшего выборам падения рейтингов «Единой России» и представителей высшего политического руководства. Запланированная пенсионная реформа превратила выборы в чрезвычайно сложное испытание для представителей власти. Итоги голосования в Хакасии, Приморье, Владимирской, Иркутской и Ульяновской областях, Забайкальском крае и на Сахалине знаменовали начало нового этапа развития политической системы России.
«У кого из нас не падал мост?» Или стоит ли переживать за день сегодняшний?
Сами по себе результаты голосования, как и падение рейтингов политического руководства, не являются поводом для серьезного беспокойства.
«Единая Россия» сдала часть позиций. Но их заняли представители КПРФ и ЛДПР – системные игроки, которые помнят, когда нужно остановиться. Также необходимо признать, что в оппозиционном лагере нет ни одного политика, который мог бы сравниться по узнаваемости и поддержке среди населения с действующим президентом.
По данным Левада-центра за август 2018 г., деятельность Владимира Путина не одобряют 30% россиян. По сравнению с мартом этого года данный показатель вырос на 11%. Однако следует помнить о том, что в феврале 2014 г. (накануне присоединения Крыма) треть граждан также неодобрительно отзывались о деятельности главы государства. На протяжении 31 месяца, с июня 2011 г. по февраль 2014 г., рейтинг неодобрения деятельности президента колебался от 30 до 37%. В апреле 2006 г., еще до того, как «тучные нулевые» успели омрачить монетизация льгот и мировой экономический кризис, уровень неодобрения работы правительства превышал современные показатели. В 2005 г. лишь 18% россиян положительно отзывались о деятельности Госдумы. Однако политическая система продолжала сохранять стабильность. Факт возвращения к «докрымским показателям» печален для власти, но не является признаком катастрофы.
Будущее политической системы России: уроки пенсионной реформы и ЕДГ-2018
Но он может стать таковым, если Кремль не сумеет оперативно отреагировать на новые вызовы времени.
Итоги прошедших выборов показали, что мощная пропагандистская машина традиционных медиа вкупе с административным ресурсом не гарантируют лояльности масс. Это наглядно продемонстрировало отсутствие ощутимого эффекта от телеобращения Владимира Путина относительно пенсионной реформы. Как показали исследования ФОМ и ВЦИОМ, оно не привело к росту электоральных рейтингов главы государства или «партии власти», а в лучшем случае лишь закрепило тенденцию к стабилизации этих показателей.
Авторитет политика не является константой: динамика рейтингов первых лиц государства за последние месяцы наглядно это продемонстрировала. Соответственно, у любого лидера имеется определенный лимит доверия, который он не может нарушать без существенных рисков.
Влияние «четвертой власти» также не стоит переоценивать. Согласно данным Левада-центра, в сравнительно благополучном 2017 г. СМИ безоговорочно доверяли лишь 30% населения. А после не вполне продуманных попыток «первых лиц» российского телевидения поддержать пенсионную реформу этот показатель, с высокой долей вероятности, должен упасть еще ниже.
Тревожным признаком стало и то, что представители власти демонстрируют худшие электоральные результаты, чем в предшествующие годы. Как уже было отмечено, ранее их рейтинги падали еще ниже, чем летом 2018 г., но это меньше влияло на результаты выборов.
Для того, чтобы прочно завоевать сердца и умы, уже недостаточно комплементарных ток-шоу или телереляций о победах на внешних фронтах. Политическому руководству необходимо настроить куда более тонкие механизмы взаимодействия с обществом. И для этого потребуется обратиться к богатому наследию политического консалтинга прошлых десятилетий.
В особенности нуждаются в помощи грамотных политтехнологов кандидаты от «Единой России». За прошедшие 3 месяца партия совершила ряд серьезных просчетов. Ее представители не сумели выработать ни приемлемых аргументов в пользу пенсионной реформы, ни хотя бы адекватного пакета «оправданий» для избирателей на местах. Последнее обращает нас к давней проблеме: дефиците внутри партии профессиональных публичных политиков, готовых вести диалог с «рассерженными горожанами». В «Единой России» состоит множество артистов, певцов и профессиональных спортсменов. Но они либо не хотят использовать свои навыки для убеждения избирателей (не желая жертвовать собственным авторитетом), либо вовсе не владеют этим сложным искусством.
В период, когда от «партии власти» требовалась наибольшая консолидация, ее члены продемонстрировали неспособность хотя бы на время встать над интересами конкретных элитных групп (наглядным примером в данном случае служит ситуация в Екатеринбурге).
За горизонтом завтрашнего дня: риски и варианты реакции
По завершению пенсионной реформы Кремлю придется 1) на долгое время отказаться от любых непопулярных реформ; 2) переориентироваться с внешней повестки на внутреннюю; 3) вплотную заняться подготовкой кадров для обновления высших эшелонов власти.
По данным Левада-центра, 43% россиян уверены, что страна движется по неверному пути (еще в марте этот показатель составлял 23%). Для большинства граждан экономический кризис еще не закончился. Их волнуют в первую очередь проблемы, связанные с падением благосостояния. Рост цен пугает 72% опрошенных. Половина обращает внимание на рост бедности. Безработица (в ее бытовом, а не формально правовом понимании) беспокоит каждого второго респондента. Четверть участников выражают обеспокоенность состоянием экологии, 15% - ростом преступности. Вполне естественно, что на фоне этого новости о предоставлении помощи внешнеполитическим партнерам вызывают раздражение граждан. Ситуацию ухудшает то, что, по мнению большинства обывателей, Россия не извлекает из этого какой-либо выгоды. Более того, ее вмешательство в международные процессы приводит к тому, что страна за свой счет решает чужие проблемы.
Затяжной внешнеполитический кризис может на некоторое время сплотить массы вокруг власти. Однако со временем идеология «осажденного лагеря» неизбежно начнет себя изживать (первые плоды этого процесса мы уже наблюдаем).
Необходимость отказа от непопулярных реформ диктует и приближение периода политического транзита. Велика вероятность, что текущий электоральный цикл станет последним для Владимира Путина. Глава государства на сегодняшний день выступает одним из основных гарантов политической стабильности. Его уход с политического Олимпа чреват еще большим ужесточением борьбы между элитными группами. В отсутствие преемника, обладающего сопоставимым авторитетом, это легко может вылиться в полноценный кризис. Риск этого способно усугубить отсутствие у нового лидера собственной команды, отличающейся в равной степени профессионализмом и высокой лояльностью.
Приближение периода политического транзита требует как «успокоения» общества, так и формирования позитивного имиджа потенциального преемника и членов его команды (что в обоих случаях подразумевает отказ от непопулярных реформ).
По-разному закончился ЕДГ для мэра Москвы Сергея Собянина и губернатора Владимирской области Светланы Орловой.