Политолог, эксперт Центра ПРИСП
06.05.2022

Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?

 

Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев анализирует доводы «за» и «против» перевода всей страны из состояния мирного времени в боевую готовность.

Вопрос о возможности проведения в России всеобщей мобилизации в последние месяцы превратился в один из центральных элементов политической повестки. Это наглядно демонстрирует хотя бы повышенный уровень интереса по отношению к фейкам, согласно которым Кремль якобы планирует заявить о начале мобилизации 9 мая.

К моменту начала спецоперации численность ВСУ достигала около 250-260 тыс. человек. Еще 60 тыс. бойцов числилось в Нацгвардии. Общее количество российских военнослужащих, действующих на Украине, оценивается разными экспертами в пределах от 60 до 200 тыс.

При этом украинская сторона начала всеобщую мобилизацию 24 февраля, в то время как российская сторона отказалась от этого шага. Последнее стало поводом для оживленных дискуссий в экспертном сообществе.

Украинский опыт

Пристальное внимание к этой теме вполне обосновано. Украина завершает третью волну мобилизации, благодаря чему у Киева успел сформироваться резерв в несколько сотен тысяч человек. Эти силы еще необходимо обучить либо переобучить, снабдить оружием и снаряжением, насытить техникой, но сам по себе факт наличия столь значимого резерва нельзя игнорировать.

Во-первых, нужно учитывать, что именно фактор численности армии так или иначе определяет ее способность удерживать обширные и густонаселенные территории. Одной из главных проблем российской армии в ходе спецоперации стал именно фактор пространства: Украина – одно из крупнейших государств Европы, чье население на момент начала СВО насчитывало около 40 млн человек. Наличие резервов должно помочь ВСУ высвобождать наиболее боеспособные части и перебрасывать их на основные театры военных действий.

Во-вторых, по информации ряда СМИ, командный состав вновь формируемых украинских подразделений комплектуется в том числе за счет участников боевых действий на «Донбасской дуге», под Киевом, Харьковом и Николаевым, обладающих реальным опытов ведения современной войны.

Если ВСУ смогут выдержать давление российских войск в течение полугода, хотя бы часть мобилизованных сил успеет обрести приемлемый уровень боеспособности. Что будет означать неизбежное затягивание конфликта вплоть до перехода в долгосрочный формат.

Означает ли успешное завершение мобилизации на Украине появление угрозы проведения Киевом полномасштабного контрнаступления? Это сложный вопрос, однако ряд фактов говорят все же против такого сценария развития событий.

Во-первых, для этого ВСУ необходимо обеспечить хотя бы паритет в воздухе. Что на данный момент представляется маловероятным.

Во-вторых, мобилизованных необходимо обучить, оснастить и вооружить хотя бы по минимальным стандартам. Даже с учетом западной помощи возможности Украины ограничены, в особенности – в плане обновления парка артиллерии и бронетехники. При этом потенциал наращивания материальной базы ведения войны ограничивает само наличие мобилизованных (государство вынуждено длительное время нести расходы на их содержание).

В силу этих причин украинские резервы, скорее всего, будут использоваться для усиления обороны, создания новых ее рубежей в тылу и контрударов тактического уровня, призванных сбить темп наступления российских войск либо вынудить их маневрировать силами на разных участках фронта.

Доводы «за»

Снимает ли это вопрос о проведении всеобщей мобилизации в России?

В отсутствие данного шага успешное завершение украинской мобилизационной кампании закономерно приведет к затягиванию боевых действий и, как следствие, росту итоговых потерь российских войск. Наличие у Киева значительных резервов позволит ВСУ оперативно восполнять потери. Сохранение численного перевеса украинской стороны даст ей большую свободу в плане маневрирования войсками. Российское командование будет вынуждено компенсировать разницу в ресурсах за счет наращивания военно-технического потенциала, что будет предполагать значительный рост расходов на ВПК (в ущерб «гражданскому» сегменту экономики). Одновременно нужно будет изыскать дополнительные кадровые ресурсы для эксплуатации и обслуживания новой техники. Вероятнее всего, это будет сопровождаться негласным снижением стандартов их подготовки.

На фоне этого становится очевидно, что успешно проведенная Украиной мобилизация дает Киеву значимые конкурентные преимущества, позволяющие затягивать конфликт, увеличивать потери российских войск и обеспечивать рост нагрузки на экономику РФ.

Оперативное проведение всеобщей мобилизации в России не привело бы, условно, к  «победе за месяц». Большая часть подлежащих мобилизации россиян объективно не готовы к участию в войне современного типа. Как и их украинские визави, российские призывники должны получить перед этим хотя бы минимальную подготовку (даже с учетом прежнего опыта службы в Вооруженных Силах). Однако приблизительно через 6 месяцев появление этих сил на фронте позволило бы впервые с начала конфликта лишить Украину преимущества в живой силе.  Этот шаг дал бы возможность заметно сократить сроки проведения СВО.

Доводы «против»

Однако его реализация ожидаемо повлекла бы заметные политические риски.

Уже имевшие место эпизоды сожжения военкоматов свидетельствуют о том, что далеко не все молодые россияне испытывают энтузиазм относительно идеи личного участия в СВО. Здесь, пользуясь случаем, можно выразить благодарность людям, ответственным за реализации молодежной и социальной политики в последние десятилетия. Можно отметить, что сходное поведение мы наблюдали и среди украинцев после начала мобилизации: многие из них предпочли покинуть страну или не явились на призывные пункты.

Также следует понимать, что увеличение численности задействованного в СВО контингента повлечет за собой рост масштабов и интенсивности боевых действий. Следовательно, заметно возрастут и потери. Что также скажется на настроениях в обществе.

Важно учесть и то, что мобилизация потребует от государства существенного увеличения расходов на армию. Сотни тысяч призванных на службу нужно будет вооружить, одеть, обуть, кормить, перевозить и т.д.

Таким образом, предложения о всеобщей мобилизации имеют под собой рациональные основания. Однако воплощение в жизнь соответствующих планов приведет в среднесрочной перспективе к существенному росту нагрузки на экономику и может способствовать частичному разрушению консенсуса, сложившегося в российском обществе после начала спецоперации.

 

vooruzhenie

 
Партнеры
politgen-min-6 Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
banner-cik-min Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
banner-rfsv-min Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
expert-min-2 Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
partners 6
eac_NW-min Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
insomar-min-3 Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
indexlc-logo-min Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?
rapc-banner Операция «Мобилизация»: призвать иль не призвать?