Украинский раскол: сохранит ли единство либеральный лагерь?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев – о непростом гуманитарном выборе, перед которым оказались представители российской оппозиции.
В последние месяцы «украинская тема» превратилась в один из основных ориентиров политической идентификации россиян. Именно восприятие спецоперации первоначально превратилось в главный водораздел между властью и либеральным крылом оппозиции.
Критику в адрес Кремля можно услышать и со стороны представителей как левого, так и правого фланга оппозиции. Однако претензии с их стороны сопровождались признанием наличия у действий властей объективных мотивов и осуждением внешней и внутренней политики официального Киева. Как левые, так и правые критикуют скорее качество подготовки к спецоперации, ее управленческое, экономическое и информационно-идеологическое обеспечение и обоснование. Как Игорь Стрелков, так и Клим Жуков «не жалеют яду» в оценках действий Кремля, но никто из них не позиционирует ВСУ как «воинов света». Именно либералы и сочувствующие им были наиболее последовательными противниками спецоперации (среди политизированного их сегмента).
Однако с течением времени среди противников действующей власти наметился возможный раскол. И причиной его возникновения может стать политика официального Киева.
В субъектности отказано
Украинская общественность и во многом власти «незалежной» отказывают российской оппозиции в субъектности. Ей отказывают в праве на собственную точку зрения и независимую линию поведения. Противникам Владимира Путина предписывают строго придерживаться четырех заветов – транслировать официальную позицию Киева, регулярно декларировать раскаяние перед украинцами, подтверждать обоснованность претензий кабинета Зеленского на «компенсации и репарации» и молчаливо переносить любые выпады в адрес не только Кремля, но и России, и ее жителей в целом. Оппозиционерам отказывают даже в праве поднимать свой бело-сине-белый флаг: поддержки, в глазах «свидомых украинцев» заслуживает только жовто-блакитный прапор.
Однако даже наиболее последовательные противники Владимира Путина не готовы к превращению в «рупор Киева». Эта позиция в принципе не выгодна противникам действующей власти: трудно завоевать симпатии россиян за счет пересказа украинских пассажей про скотоподобных орков, предающихся насилию и мародерству на просторах соседнего государства. Равным образом по репутации оппозиционеров могут нанести попытки апологии или замалчивания военных преступлений либо просто аморальных поступков представителей украинской стороны. Человек, попробовавший оправдать украинца, позвонившего матери погибшего российского солдата с целью поиздеваться над ней, совершит политическое самоубийство. Помимо того, некоторые элементы украинской госпропаганды слишком неправдоподобны. И речь идет не только об озвучиваемых Киевом цифрах потерь российской стороны (их ставили под сомнение даже соратники Навального), но и, например, утверждений о том, что целые подразделения ВС РФ тотально состоят из мужчин ростом ниже 160 сантиметров, с кривыми зубами, жидкими волосами и т.д. Трансляция такой информации равнозначна подрыву собственной репутации.
Ловушка коллективной ответственности
Картина происходящего, созданная украинскими властями «для внутреннего пользования», радикально расходится с образами, генерируемыми оппозиционными ЛОМами для своей аудитории в России. Для противников действующей власти в РФ спецоперация выглядит следующим образом: «режим Путина» пытается завоевать свободолюбивый народ Украины, который не является врагом для россиян. Но в голову среднестатистического украинца пытаются вложить иной миф. Их убеждают в том, что они борются против «империи, которая веками истребляла украинцев, стремясь уничтожить их как народ». Более того, демонизируется и народ России, на который возлагается коллективная ответственность за происходящее. Оппозиционер может набрать коллекцию штрафов за дискредитацию российских войск на сумму, эквивалентную стоимости «трешки» на Патриарших. Но в глазах «адепта Арестовича и Кима» он все равно будет ответственным за «действия оккупантов».
В итоге российским оппозиционерам предлагают выступить в поддержку людей, которые ненавидят их за сам факт наличия паспорта РФ.
Необходимо отметить, что информационная стратегия украинской стороны вызывает немало вопросов. Гипотетически, Киев должен был продвигать концепцию «мы сражаемся за свободу нашу и вашу», способствуя возникновению «пятой колонны» в РФ. Однако власти Украины осознанно выбрали модель позиционирования, словно бы предназначенную для сплочения россиян вокруг действующей власти.
Ситуацию усугубляет «образ будущего России», продвигаемый украинскими СМИ и соцмедиа. Они предлагают общественности два сценария: РФ будет либо ликвидирована путем «разукрупнения», либо демилитаризирована и обречена на необходимость «платить и каяться» в течение нескольких десятилетий. На фоне таких перспектив необходимость поддерживать Украину поставит даже человек, искренне ненавидящий Владимира Путина на уровне «даже кушать не могу».
Как результат, перед многими оппозиционерами-либералами встает вопрос: стоит ли «рвать жилы» ради людей, которые декларируют тотальную ненависть к нам просто по факту гражданства или этнической принадлежности, попутно заявляя о намерении устроить России «новый Версаль»?
Условия победы для либералов
При этом важно понимать: стратегической целью либеральной оппозиции, как и любой политической силы, претендующей на реальную субъектность, является обретение всей возможной полноты власти. Добиться этого в современных условиях можно лишь при условии обеспечения поддержки со стороны широких масс.
Именно по этой причине даже Гитлер и Пиночет тратили огромные средства на пропаганду, наделяли льготами различные группы населения и т.д. Конечно, последние 30 лет приучили многих российских политиков к мысли о том, что масса лишена субъектности и покорно примет любые действия властей вплоть до внедрения права первой брачной ночи. Однако сторонникам этой точки зрения стоит вспомнить о том, как совсем недавно одно лишь повышение пенсионного возраста обнулило имиджевые результаты присоединения Крыма и едва не сломало электоральный конвейер губернаторских выборов. Массовые протесты против монетизации льгот, столичные «волнения» 2019 г. и их влияние на исход выборов в Мосгордуму, протесты в Хабаровском крае после отставки Фургала – все это служит напоминанием о том, что «мир глуп, как свинья, но силен, как вода». Стремление «среднестатистического россиянина» к стабильности и его готовность терпеть «некорректное поведение» элит объясняется отнюдь не неким «рабским менталитетом». Кирпичи социального фундамента действующей системы удерживает вместе отнюдь не пресловутые скрепы, а микросоциальное сознание граждан. Пока у людей есть возможность содержать свою семью хотя бы на удовлетворительном уровне, они будут закрывать глаза на многое.
Победа либеральной оппозиции возможна лишь при одном условии: если ее представители смогут достучаться до массы микросоциалов и хотя бы на короткий срок «склеить» их в единое целое за счет апелляции к общим интересам и ценностям. Но последнее невозможно без отказа от «киевского дискурса» при освещении событий на Украине. Просто потому, что те самые «орки», которых столь красочно описывает украинская пропаганда – это и есть «люди масс», одетые в военную форму.
150 лет назад Алексей Толстой иронизировал над «любителями народа»: «Есть мужик и мужик: Если он не пропьет урожаю, Я тогда мужика уважаю!» Однако «киевский дискурс» лишает либералов даже столь ограниченной свободы маневра во взаимоотношениях с массами. Просто потому, что украинская пропаганда на данный момент описывает всякого россиянина как существо по натуре своей подлое, злобное и в целом аморальное. А уж призывы «платить и каяться» и вовсе способны спровоцировать среди россиян только агрессию. Если жителю Ивановской области или Мордовии (медианная зарплата которого – 27 тыс. и 29 тыс. соответственно), предложат взять на себя часть ноши по выплате компенсаций Украине, представитель «глубинного народа» если и не постарается нарушить статью 111 УК РФ, то точно ознакомит вопрошающего с содержанием «Словаря русского мата».
В этой ситуации достижение политических целей либералов (если они реально рассчитывают на обретение власти и независимость от внешних акторов) требует дистанцирования от Украины и Запада и обретения статуса «третьей стороны», способной предложить массам собственную конструктивную повестку.