Местные СМИ - оптимальная площадка для обсуждения местных проблем
Журналист, первый заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич – о необходимости развития региональных и местных СМИ, в первую очередь, телеканалов.
Прошедшие в ряде регионов выборы продемонстрировали, что власть на местах не всегда верно оценивает тенденции общественных настроений.
В этой связи хочу напомнить, что я неоднократно говорил о роли региональных средств массовой информации в своих выступлениях. Результаты выборов только подтверждают мои слова.
На самом деле все крутится вокруг того, что в регионах есть проблемы. Местные СМИ — это оптимальная, цивилизованная площадка для их решения, в чем-то — идеальная модель и возможность «выпуска пара» для людей.
Как показала избирательная кампания, люди через выборы демонстрируют свое недовольство.
На наших форумах, заседаниях и встречах с журналистами и общественниками мы часто приходим к выводу, что в первом и втором мультиплексах (пакетах бесплатных цифровых ТВ-каналов) есть каналы, роль которых не столь жизненно необходима, то есть их отсутствие где-то в российской глубинке никто не заметит.
Региональные СМИ — это тот канал, через который можно эффектно, эффективно решать спорные вопросы, продвигать территорию, формировать позитивное восприятие регионов. В том числе повышая уровень социального самочувствия людей, живущих в конкретном субъекте РФ. Что невозможно сделать в рамках больших федеральных форматов. Просто потому, что в нарядной студии в Останкино будут говорить о жизни какой-нибудь очередной шурыгиной, а в студии региональной, пусть и скромной, — о том, какие улицы отремонтировать этим летом, или о том, где поставить памятник великому земляку.
И любой зритель сможет и позвонить в эфир (и высказаться!), и проголосовать — и его мнение будет учтено, а голос — услышан. Пропасть между московскими СМИ и регионами все увеличивается и увеличивается. Притом что интересы большинства людей давно сузились до периметра своей квартиры. Человека волнует то, что происходит вокруг него, а не где-то там: его улица, его дом, его подъезд, его трубы, наконец. Об этом и нужно рассказывать. Именно этим сильны региональные телеканалы.
Обращаю внимание, что у многих региональных каналов высокие рейтинги на местах, но аналоговое вещание вымирает, качество сигнала снижается. Мы приходим к тому, что, условно, где-то в глуши, на окраине сельского района в Хабаровской области живет человек, но он вынужден смотреть «Первый мистический», программу о путешествии по Америке с золотой картой вместо того, что его по-настоящему волнует — все потому, что его старенький телевизор не может поймать местный телеканал.
Нам в ответ на это говорят, что на канале «Россия» выходят три-четыре раза в день по 30 минут региональные врезки, где этот житель может узнать последние местные новости. Но это больше звучит как издевка, потому что нет там ничего: ни истории, ни культуры, ни традиций. Нет больших региональных программ, только оперативные репортажи — в том числе с бесконечным «перерезанием ленточек», официоз.
Результат приносят СМИ, которые вещают 24 часа в сутки, и говорят они исключительно о том, что волнует жителей данного уголка страны. Нужна системная работа: власть находится в постоянном контакте, а СМИ выполняет роль коммуникатора в обществе.
Сейчас же мы добились того, что этот коммуникатор работает на очень низком уровне. Он практически незаметен.
Да, мы сегодня практически все живем в социальных сетях, но нельзя забывать о старшем поколении! Поэтому держать связь с населением только посредством новых медиа не эффективно.
Нужна государственная задача: технократы на местах должны подумать, как наладить отношения с обществом, как слышать голос народа. В противном случае у нас есть риск потерять регионы, потому что будем думать, что там все хорошо.
Я еще раз предлагаю вернуться к обсуждению первого и второго мультиплексов. И считаю необходимым в первый мультиплекс вернуть региональный канал.
Оригинал статьи на https://www.oprf.ru/blog/?id=2470