Модель образования не отвечает современным реалиям
Журналист, первый заместитель председателя Комиссии по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Общественной палаты РФ Александр Малькевич рассуждает о проблемах современного медиаобразования и грамотном пиар-продвижении..
В условиях новых информационных вызовов, стоящих перед нашей профессией сегодня, вопросы развития медийного образования, формирования медийных компетенций обучающихся являются важной государственной задачей. В том числе, и с учетом настоящей информационной войны, которая объявлена в отношении нашей страны.
Однако многие вузы, сохраняя традиции советских времен, пичкают своих студентов теорией, большинство преподавательского состава — люди, которые в профессии никогда не были, но при этом пытаются воспитывать будущих журналистов, специалистов в области связей с общественностью.
Понимая вместе с тем интерес студентов к практикам, некоторые вузы стараются привлекать на работу людей, состоявшихся в профессии.
Но здесь в очередной раз на наших глазах пробивается дно: законодательство в сфере образования закручено так, что практикам преподавать… стало невыгодно. Одна из основных проблем — низкая зарплата, в то время как человек тратит силы на подготовку к парам, отвлекается от основной работы. Окей, деньги за преподавание для работающего профессионала не главное.
Давайте думать, какие есть другие стимулирующие моменты. И тут оказывается, что и последние оставшиеся — так называемый статус — уничтожили.
Раньше практикам давали ученые звания, однако наше государство ужесточило требования, и теперь это стало невозможным. Например, главный редактор федерального СМИ числился доцентом на кафедре, иногда даже профессором, а сейчас его переводят в… старшие преподаватели. «Не можем!» — разводят руками работники вузов. Мол, без соответствующей степени нельзя.
То есть человека, создавшего и руководящего большим медиахолдингом, на кафедре приравняют теперь к девочке, которая в прошлом году закончила вуз, — коллеги по работе в вузе станут одинаковыми старшими преподавателями. Это ли не издевка?..
Кстати, оговорюсь сразу — чтобы никто не понял меня неправильно: я и кандидат наук, и ваковский доцент; речь не обо мне — в целом о новом витке кризиса в медиаобразовании.
Подведем итоги: труд оплачивается слабо, статус снижается, стимула нет. В голове сразу встает фраза Павла Николаевича Милюкова: «Что это — глупость или измена?»
Таким образом, власть как бы дает понять, что она не заинтересована в людях, которые занимались бы, как бы это громко ни прозвучало, формированием идеологии. И отдает это на откуп рынку, который якобы сам все отрегулирует, как нам известно из перестроечных штампов 1990-х годов. Он и регулирует, да так, что потом зачастую приходится в ручном режиме отруливать пиар-ляпы ряда органов исполнительной власти, которые из благих побуждений пытаются принимать те или иные решения, но не утруждают себя попытками ни подготовить общественное мнение, ни грамотно разъяснить, что они хотят сказать или сделать. И в таком случае остается лишь бить по хвостам.
Кто будет готовить журналистов нового времени? Кто (и главное — зачем и для чего) будет тратить время и силы на системную работу по обучению медиапрофессионалов?
Фокусирование исключительно на теории приводит к тому, что недостаточна порой квалификация пиар-специалистов в органах власти; нет людей, которые знают, как выстраивать отношения с новыми медиа, как работать на этой площадке — с теми, кто уже даже и не представляет себе, что существуют иные каналы коммуникации.
Власть, даже когда делает благие дела в тех же регионах, не то что не хочет — не умеет советоваться с населением. Это особенно ярко проявляется через организацию дней городов, юбилеев региона, когда устраивают праздник, приглашают артиста, а потом из соцсетей узнают, что этого артиста никто не хочет. Народ ждет совершенно другого — и из позитивного повода все переходит в негатив.
Если говорить о пиар-продвижении самих регионов, здесь тоже все провалено, причем страдают от этого сами субъекты Федерации. Они просто тонут в негативном новостном трафике! Десятки регионов превратились в посмешище, штампы, интернет-мемы — и им не спастись, никак не выбраться из этого болота. Просто потому, что популярностью в СМИ пользуется негатив. Пиар-специалисты, которые могли бы взяться за отмывание репутации областей и краев, стоят больших денег, таких средств в скудных региональных бюджетах нет. А если вдруг тамошние власти все-таки попытаются потратить некоторую сумму, то их тут же притянут за самопиар или нецелевое расходование средств. Круг замкнулся.
Нельзя не упомянуть НКО, которые не умеют себя пиарить. В каждом регионе есть десятки общественных проектов и общественников, которые получают гранты — и региональные, и федеральные, и гранты Президента, но о том, что они на эти деньги делают, никто не знает. Все потому, что они не умеют правильно упаковывать свои проекты для СМИ — так, как этого требуют запросы и редакций, и современного медиапотребителя.
В ближайшее время на площадке Общественной палаты РФ наша комиссия проведет общественные слушания, посвященные как раз проблеме медиаобразования.
Оригинал статьи на https://www.oprf.ru/blog/?id=2471