На отставку Слепцова: «Мавр сделал свое дело, мавр может уходить»
Руководитель Центра урегулирования социальных конфликтов, председатель Коллегии медиаторов при Торгово-промышленной палате Московской области, эксперт Центра ПРИСП Олег Иванов комментирует досрочное сложение полномочий мэра Ярославля Владимира Слепцова и делает предположения о причинах отставки.
3 октября мэр Ярославля Владимир Слепцов объявил о досрочном сложении своих полномочий.
Подводя итог работы, он отметил: «Мы очень многое за два года сделали для города. Мы очень достойно провели выборы. Но я - служащий человек, есть договоренности с губернатором, я принял решение и перехожу в Московскую область – возглавлять один из самых достойных районов Подмосковья».
Эта фраза достаточно прозрачно намекает на то, что Слепцов ушел не по собственному желанию. Однако дело в том, что мэр Ярославля в сентябре 2016 года возвращался на историческую родину из подмосковных Химок именно по приглашению нынешнего губернатора Ярославской области Дмитрия Миронова.
Что же изменилось за прошедшие два года? Видимых причин для ухода, казалось бы, нет. Слепцов был полностью лоялен к региональным властям: обеспечил передачу в область значительной части городских полномочий, важного муниципального имущества, включая ряд управляющих компаний ЖКХ и «Водоканал», брал на работу специалистов, рекомендованных правительством, успешно в сложных для «Единой России» условиях провел выборы 9 сентября.
То есть Слепцов работал достаточно эффективно в фарватере задач, поставленных перед ним губернатором и правительством области. Вместе с тем, ряд источников отмечают наличие латентного, но довольно жесткого конфликта между Слепцовым и председателем правительства региона Дмитрием Степаненко. Однако о причинах этих разногласий можно лишь строить предположения.
Известно, что Степаненко не просто является вторым человеком в области, но и находится в дружеских отношения с губернатором. Не исключено, что амбициозного «серого кардинала» начала раздражать излишняя медийность и самостоятельность Слепцова.
Дело в том, что Слепцов – яркая публичная персона, человек, который регулярно генерирует громкие информационные поводы, широко тиражируемые СМИ, чего стоит, например, его требование, обращенное на планерке к подчиненным, в обязательном порядке искупаться на Крещение в купели. Он стал медийной личностью за довольно короткий период, и, вполне возможно, это могло вызвать определенное раздражение у непубличного губернатора и держащегося в его тени Степаненко.
Кроме того, в 2017 году проявились политические амбиции Слепцова, в частности, его желание лично контролировать процессы внутри «Единой России» при формировании Ярославской городской думы. С одной стороны, он должен был обеспечить необходимый результат. С другой, – такая самостоятельность вряд ли понравилась кураторам внутренней политики в регионе.
Еще одной причиной конфликта могли стать разногласия в перераспределении финансовых потоков. Так, через мэра Ярославля осуществлялись наиболее амбициозные региональные проекты, такие, как масштабное благоустройство центра города, на которое было выделено 500 млн. рублей, или проект «Безопасные и качественные дороги», в который также были вложены значительные бюджетные средства.
Как бы там ни было, отставка Слепцова ожидалась достаточно давно, наверное, весь последний год. По всей видимости, технократическая команда Миронова перестала нуждаться в нем. На начальном этапе он прекрасно справился с ролью связующего звена, посредника между ярославскими и подмосковными элитами, что помогло новому губернатору быстро адаптироваться в регионе. Слепцов был лоялен, но, судя по всему, так и не смог стать «своим». Как говорится, «мавр сделал свое дело, мавр может уходить». С учетом его фразы о договоренностях с губернатором, можно предположить, что отставка предполагалась после проведения выборов 9 сентября.
Теперь Слепцов возвращается в Московскую область, чтобы руководить одним из наиболее «сильных» и богатых районов Подмосковья – Солнечногорским. У него хорошие отношения с Андреем Воробьевым, который после переизбрания, во всей видимости, решил усилить команду своим человеком – эффективным управленцем и крепким хозяйственником. Полагаю, что для Слепцова это лишь формальное «понижение», скорее всего, здесь у него будет даже больше полномочий и возможностей для развития карьеры, чем в Ярославле.
Стоит также отметить, что в начавшемся очередном «губернаторопаде» Дмитрий Миронов – один из первых кандидатов на увольнение. Хотя в его случае правильнее, наверное, будет сказать - "на повышение". Поэтому возможно, Слепцов – только первая ласточка, предвестник смены всей управленческой команды в регионе.