Владимир Плигин: Общие ценности - основа объединения нации
В рамках итогового форума «Сообщество» прошла открытая дискуссия «Общероссийское единство, что нас объединяет». Владимир Плигин, президент Института общественного проектирования, высказал свое видение объединяющих государство основ.
Уже первая часть нашей работы поставила огромное количество интереснейших вопросов и можно бы было только на них и сосредоточиться, особенно имея в виду термины «надконституционные» ценности, Конституция и прочее. Думаю, по поводу Конституции РФ мы продолжим разговор еще на многих площадках, с учетом того, что ей в этом году исполняется 25 лет. Уникальный на самом деле договор, уникальный документ и, собственно говоря, — это, наверное, и есть слово "договор". Это общественный договор, и внутри этого договора есть преамбула, которая частично решает тот вопрос, который мы подняли.
Эта преамбула формирует многие великие слова. Например, единство. Значимость этого единства. Если позволите, - небольшое отвлечение, которое известно всем вам. В настоящее время на Земле живет 7,5 миллиардов человек, а в этой части присутствует великая страна, великая Россия, в которой граждан – 146,5 миллионов человек. Эти граждане представлены 180 этносами и т.д. Так вот, если эти 146,5 миллионов человек останутся в какой-то степени расколотости, то, к сожалению, на фоне этого безбрежного океана им придется решать вопросы своего единства, в том числе, для сохранения себя, своей субъектности.
Если перейти к академическим вещам - мы провели системное исследование, к сожалению, этот доклад пока не опубликован, мы по этому поводу принимаем решение, это не совсем наша собственность. Но мы пришли к выводу, что современная архитектура мирового порядка формирует абсолютно новые вызовы для государственных институтов и для управления национальными политическими системами. Ближайшее изменение технологического уклада, изменение в системе трудовых отношений, изменения в системе распределения благ, стирание частично национальных границ, выстраивание нового, пока ещё не очевидного порядка, конечно, потребует от нашего общества каких-то новых форм реагирования.
Сегодняшнее национальное государство — это институт устойчивости. Его цель состоит в том, чтобы предотвратить или купировать неконтролируемые процессы. Но все дело в том, что в основании государственных институтов должны находиться понятные, приемлемые ценности. Если эти ценности будут носить объединяющий характер, собственно говоря, так и будет выстроено общество.
Государственно-политическое строительство раскладывается достаточно просто, можно вводить много критериев, но это четыре аспекта, о которых нужно говорить: легитимность управления; функционирование институтов; представительства гражданской активности; национальный человеческий капитал.
Для достижения целей государственно-политического строительства необходимо опираться на три основополагающие ценности. К этим ценностям несомненно относится та ценность, о которой говорится в преамбуле российской Конституции — это ценность справедливости. Существует бесконечное количество определений справедливости, начиная от Аристотеля, дальше двигаясь по различным документам, посмотрите наши кодексы. Мы попробовали на основе опросов и работы с политологами, сформулировать определение этой ценности.
Справедливость — ценность, которая отражает систему и возможности прав граждан в их саморазвитии и самореализации, прозрачность и удобство правовой системы. Можно писать огромное количество законов, сегодня шла речь об одном из этих законов, ставился вопрос о национальном единстве, но если правовая система неудобна, непрозрачна, непонятна, то она не отвечает признаку справедливости и работать не будет.
Общество отличает очень важные условия справедливости— неотвратимость наказания и адекватный доступ к материальному социальному капиталу и к социальным лифтам. Каждый из этих терминов требует отдельной оценки. Нам было приятно отметить и следующее, что запрос на справедливость в обществе существует. Есть и другой запрос, который общество распространяет и на само себя — это ценность ответственности. Ответственность — ценность, которую можно описать как способность осознавать не только права, но и обязанности - для каждого гражданина вне зависимости от его социального статуса, принадлежности к социальной группе, страте социальной пирамиды.
Ответственность - это запрос ко всем, в том числе к тем слоям общества, которые кажутся ведущими, доминирующими, но тем не менее если они хотят быть представлены в обществе, они должны отвечать на вопрос о своей ответственности перед обществом.
И, наконец, третья ценность, очень хрупкая, ценность сложно уловимая, но это базовая ценность — доверия. Доверие — ценность, которая лежит в основе всей триады и отражает готовность всех участников государства осуществлять отторжение собственных материальных и иных ценностей в пользу государственных институтов для обеспечения общих интересов.
Три ценности. Ценность доверия перетекает в ощущение или не ощущение легитимности власти. И если не реализуется ценность доверия, то возникает вызов легитимности власти, это одно из самых серьезных проявлений. Мы можем этот процесс наблюдать в разные периоды времени и очень важно, что в стране есть национальный лидер, который обладает серьезным доминирующим уровнем доверия.
Ценности выступают регуляторами человеческого поведения, и если мы к ним стремимся, именно они выступают объединяющими для российского общества, вокруг них должен строиться разговор. Все институты, которые мы конструируем, правовые, государственные, должны проходить оценку через эту триаду. А для того, чтобы по крайней мере, выстраивался институт доверия, нужно, чтобы реализовывались институты непосредственной демократии, демократии участия и многие, многие другие институты.
Если позволите, две последние ремарки. Если мы хотим понять тот процесс, который прошел в 90-х годах, это хирургия или терапия? Я ценю очень то, что делает Общественная палата, - все дело в том что если не произносить эти вещи, не говорить и не обсуждать, то тогда эти вещи будут заменены другим языком в обсуждении, и просто они будут заменены какими-то другими категориями и можно утратить разговор об этом единстве, понимание этих категорий, которые так важны.
Сегодня вспомнили очень важную вещь, вспомнили феодализм. Все дело в том, что, к сожалению, очень часто мы имеем дело с возвращением и этого. И маленькие преступные сообщества, которые не дают выхода людям из себя — это, в том числе, возвращение (в прошлое), и все это может быть преодолено, если мы будем работать над институтами единства через ряд ценностей. Хотя вопрос, что впереди - институт или ценность? Или институт должен базироваться на ценности или институты создают ценности и пропагандируют их — это тоже важная тема для дискуссии.