Ликвидация бедности – главная задача в защиту детства
Заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП Сергей Рыбальченко, комментирует итоги форума Сообщество и говорит о том, что решение проблемы бедности в семьях с детьми является главной задачей, которую нужно решить в рамках "Десятилетия детства" в России.
В целом как вы можете оценить итоги форумов Сообщество за этот год, - как регионального, так и итогового форума в Москве?
Я вижу, что качество форумов растёт и по организации, и по проблематике. Как региональных, так и итоговых. Я был участником всех итоговых форумов в Москве, ещё до того, как стал членом Общественной палаты РФ, и могу сравнивать.
Если брать сферу деятельности нашей Комиссии, то фактически по всем темам региональных форумов в этом году мы находили актуальную проблематику. Отмечу, что в целом от форума к форуму качество и накал обсуждений росли. Это ощущалось по реакции аудитории, независимо от обсуждаемых проблем. Если в начале года я и другие модераторы нашей Комиссии старались привлечь топовых экспертов для презентаций по теме форумов, то в конце года возникло ощущение, что ключевые эксперты должны уметь слушать и говорить по мере необходимости, чтобы помочь участникам самим найти решения, оформить инициативы. Конечно, привлекались эксперты самого высокого уровня. Казалось бы, их ждут на местах и хотят слушать. Но раз за разом ощущалась необходимость дать высказаться аудитории.
Мы стали больше оставлять времени для дискуссии. А федеральные эксперты начали понимать перемену в роли. Это важный момент.
Фактически на региональных форумах шла подготовка к итоговому форуму?
Да, темы, которые мы поднимали на региональных форумах - сокращение бедности семей с детьми, повышение семейного достатка в и экономической устойчивости семей с детьми в малых городах и сёлах, дружественная детям среда, демографическая политика в регионах Дальнего Востока, цифровизация и сертификация услуг для детей, в том числе раннего возраста, практически стали главными темами секций на итоговом форуме, где фокус решений был сосредоточен на национальных проектах в социальной сфере и ключевом из них - «Демография».
Могу с уверенностью сказать, что секции итогового форума и по содержанию, и по формату не получили бы такого эмоционального накала без региональных площадок. И мы, модераторы, вели бы себя иначе.
Фактически на секциях итогового форума вели дискуссию общественники. А ключевые эксперты - резюмировали и брали предложения на заметку и дальнейшую проработку и д. Хотя такому составу экспертов мог бы позавидовать любой форум.
Только в нашей секции по "Десятилетию детства" участвовали вице-спикер Госдумы Ирина Яровая, первый замминистра труда и социальной защиты населения Алексей Вовченко, замминистра здравоохранения Олег Салагай, замминистра просвещения Ирина Терехина. И они в основном слушали и резюмировали.
Считаю очень важным, что на пленарном заседании итогового форума актуальность общественных инициатив в демографической политике поддержал секретарь Общественной палаты РФ Валерий Фадеев.
Что может быть в следующем году? Куда нужно двигаться? Будет продолжаться общественный мониторинг демографической и семейной политики в регионах?
Я вижу перспективу в более глубокой проработке тем и проблем. Начинать изучать проблему и готовить решения нужно задолго до форума. Обсуждать в онлайн режиме, искать группы заинтересованных лиц, представителей консолидированных позиций, прорабатывать инициативы. Причём, важен и практический результат, чтобы общее решение, если оно будет найдено, подучило практическое применение на территории проведения форума. Нужен механизм проектного решения проблем в сообществе заинтересованных гражданских и общественных активистов. Тогда мы уйдём от лекционных площадок, а именно в этом и состоит суть действий гражданского сообщества.
Ещё один формат, на перспективу - проведение выездных открытых заседаний общественных советов федеральных ведомств и Комиссий с обсуждением социально значимых проблем и управленческих решений, проектов федеральных законов, нормативных правовых актов. Форумы «Сообщество» могли бы стать проводником открытости не только в формировании, но и в деятельности общественных советов, координации их работы, приблизить их к проблемам регионов и местных сообществ. Через такие площадки и ведомства лучше почувствуют региональные и местные проблемы.
Вы озвучили на итоговом Форуме, что ликвидация бедности должна стать главной задачей "Десятилетия детства". Почему?
Уровень и структура бедности являются одним из показателей социального развития общества и уровня социальной поддержки семьи, материнства и детства. С появлением каждого ребёнка в семье ее материальные возможности и обеспеченность жильём снижаются, а социальное неравенство и риски бедности растут.
Нам удалось поставить в повестку дня общественного обсуждения на форуме в Уфе вопрос о том, что в структуре бедности семейно-детская бедность - определяющая. 78% всех бедных по данным статистики - дети и их семьи, поскольку они не могут быть бедными по отдельности. И дефицит доходов семей с детьми до прожиточного минимума в 2017 году составил 555 млрд руб., или 0,5% ВВП. Этот показатель стабилен в течение многих лет. Эти данные были озвучены и на итоговом форуме в общей постановке цели национального развития по снижению бедности в 2 раза за 6 лет. Они являются ориентиром для оценки эффективности всех мер государственной поддержки семей с детьми.
На итоговом форуме мы ещё раз вернулись к теме снижения семейно-детской бедности уже в контексте федеральных проектов, национального проекта «Демография», и в своём докладе я обозначил необходимость увеличения объема поддержки семей с детьми до 2% ВВП, а в перспективе до 3-4% ВВП, что обеспечит не только снижение бедности, но и рост рождаемости до уровня естественного прироста населения, реальный рост доходов населения в целом. То есть одновременно решаются несколько целей национального развития, и поддержка семей с детьми - ключевой фактор для их достижения. Причем объемы финансирования по нацпроекту, и в целом это не только финансовая поддержка, но услуги и налоговое перераспределение в пользу детей.
Нужно расширять спектр инструментов и механизмов. Конечно вопрос в средствах и оценке эффективности инвестиций. Мы предложили решение: начинать нужно с регионов Дальнего Востока, сельских поселений и малых городов. Более двух третей всех бедных проживает в сельской местности и городах с численностью населения до 50 тысяч человек, (мы поднимали эту тему в Калининграде). А введение дополнительных мер поддержки семей с регионов Дальнего Востока потребует не более 60 млрд рублей в год, ведь там проживает всего 4% населения страны.
Тем более Сахалинская область, где мы обсуждали эти идеи в октябре, показывает пример эффективности инвестиций в семейную политику, поддержку многодетных семей, обеспечив рост суммарного коэффициента рождаемости до уровня воспроизводства населения.
Как связать национальные проекты и "Десятилетие детства"?
Я считаю, что ликвидация бедности детей может стать интегративной целью, объединяющей цели национального проекта «Демография» и "Десятилетия детства". Она позволит сфокусировать внимание общества вокруг главной проблемы, которая сдерживает и социальное и демографическое развитие страны.
Как вы можете оценить деятельность вашей Комиссии за этот год? Удалось ли добиться каких-то реальных сдвигов, изменений?
В работе Комиссии есть результаты. Помимо форумов, которые являются важной составляющей работы, мы не пропустили ни одного значимого документа, затрагивающего интересы детей и семей. Ключевые проекты законов и нормативные правовые акты прошли общественную экспертизу, нулевые чтения. Члены Комиссии принимали участие в разработке плана мероприятий "Десятилетия детства". Нам удалось организовать работу по общественному мониторингу мер демографической и семейной политики в регионах.
Непосредственно мной в этом году были организованы совместные совещания и круглые столы с профильными комиссиями общественных палат в Ульяновской области, Челябинской области, Республики Башкортостан, Общественной палаты Магнитогорска. Членов Комиссии приглашали на заседания региональных правительств, работу по экспертной оценке региональных проектов национального проекта «Демография» в рамках стратегической конференции Ханты-Мансийского автономного округа.
Такие общественные дискуссии позволяют лучше понимать проблемы на уровне регионов, местных сообществ. Наверное, уместно вспомнить, что позиция нашей Комиссии, поддержанная секретарем палаты Валерием Фадеевым, по учету демографического и семейного фактора в пенсионном возрасте, нашла отражение в предложениях Президента России В. Путина по снижению социальных рисков пенсионной реформы. Комиссия предложила при определении пенсионного возраста учитывать число рождённых детей, увеличить включаемый в трудовой стаж период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребёнком с 1,5 до 3 лет, отменить верхний предел, который сейчас составляет 6 лет на всех детей, увеличить пенсию на 10% для многодетных мам. Были и другие предложения, значительная часть которых нашла отражение в инициативах Президента России В. Путина, озвученных в его выступлении по совершенствованию пенсионного законодательства.
Считаю важным результатом работы то, что удалось вынести общественные и экспертные дискуссии за пределы площадок Общественной палаты. В частности, мне пришлось модерировать экспертные обсуждения по национальному проекту «Демография» не только на общественных слушаниях в палате, но и в Экспертном совете при Правительстве РФ, на экспертных заседаниях общероссийского народного фронта, выступать на заседаниях общественно-делового совета по национальному проекту «Демография». В общественных слушаниях и экспертных совещаниях принимали участие члены Общественной палаты Наталья Починок, Диана Гурцкая, Юлия Зимова, Елена Альшанская. По результатам были подготовлены экспертные заключения по паспортам национального проекта «Демография» и 5 паспортам, входящим в него федеральных проектов. По итогам совещания у министра труда и социальной защиты населения Максима Топилина Общественной палате предложено организовать участие региональных общественных палат в разработке региональных проектов национального проекта «Демография». Мне кажется, это очень верный формат, который позволит федеральные и региональные проекты сделать национальными.
Чем отличается статус национальных проектов от федеральных и региональных?
Я уже говорил об этом на итоговом форуме, но повторюсь, поскольку считаю это важным. Национальные проекты отличаются от текущей деятельности правительства тем, что они направлены на качественное изменение в экономике и социальной сфере. Но, чтобы достичь целей, нам всем нужно учиться проектировать. Мы живем в уникальное время, когда такая возможность участия каждого стала реальностью. Конечно, цели национального развития запредельные. В частности, обеспечить устойчивый естественный рост численности населения страны - на грани возможного. Но мы должны к ней стремиться. И достичь ее только государственными средствами, без масштабного общественно-государственного и государственно-частного партнёрства невозможно.
В ближайшие несколько лет необходимо делать все, чтобы вовлекать в эту работу НКО, бизнес, неравнодушных граждан, семьи. И Общественная палата, палаты в регионах должны стать центрами координации и продвижения общественных инициатив, которые будут способствовать реализации нацпроектов.