Экономика «виляет» политикой: в регионе-банкроте побеждает коммунист
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Арсений Беленький считает, что произошедшее на губернаторских выборах в четырех регионах, где все пошло вопреки планируемому сценарию, не является неожиданностью – прогноз можно было сделать, опираясь на данные социологических исследований.
На прошедших этой осенью губернаторских выборах в четырех регионах – Владимирской области, Приморском и Хабаровском краях и Республике Хакасия – избиратели реализовали свое право вопреки планируемому сценарию. По итогам выборов главы Хакасии, прошедших 11 ноября, – побеждает молодой комсомолец Валентин Коновалов с минимальным опытом руководства и не очевидной программой выхода субъекта федерации из дефолта. Нарастающее недовольство и ощущение неуверенности в завтрашнем дне заставили людей действовать активно – пусть несогласованно и без долгосрочного плана, но громко и отчетливо сказать: «так как раньше – не будет!»
Это не было неожиданностью. Произошедшее отнюдь не является спонтанным всплеском – прогноз можно было сделать с легкость, опираясь на данные социологических исследований. У нас ведь проводится огромное количество социсследований. В одном из таких исследований, проведенных ранее фондом «ИНСОМАР», был наиболее четко обрисован стержень проблемы: «Запросы населения также в основной массе ориентированы на обеспечение социально-экономического благополучия жителей страны». Эти запросы не были удовлетворены, а теперь, в настоящем, они стали еще острее.
Интересно, что в обрисовке ключевой проблемы различные группы респондентов были единодушны – а ведь в исследовании принимали участие люди разных возрастных групп и политических взглядов: «Нынешняя ситуация в стране вряд ли благоприятствует экономическому рывку, которому, тем не менее, придается значимая роль в достижении общего благосостояния населения». Озабоченность состоянием экономики вышла на первый план – ведь если нет развития этой сферы, то развивать остальные будет в какой-то момент просто не на что. Это понимание есть у всех: у пенсионеров, бизнесменов и студентов. «Людей волнует наблюдающаяся в стране стагнация экономики, а, по определению некоторых, экономический спад, разбалансированность внутренней и внешней политики». (Об этом же написала 11 ноября газета «Ведомости» в статье «Российской экономике не на что опереться»: «Население будет больше думать о своем кошельке, и это скажется на отношении к власти, говорят эксперты»).
Обещания не будут выполнены, а поддержка населения ограничится мотивационными речами – это предчувствие красной нитью проходит через все исследования. Пенсионная реформа, например, полностью попадает в этот сценарий, доказывая, что опасения граждан и их пессимистичные прогнозы - реалистичное видение ситуации, вполне логичное прогнозирование на основе имеющихся фактов.
«При прорисовке пессимистичных вариантов развития будущего страны, респонденты заметно чаще опирались на существующие уже сейчас предпосылки для их претворения в жизнь» – еще один интересный факт, отмеченный социологами. Для моделирования благоприятной картины будущего явно не хватило строительного материала, и в ход пошел оптимизм и вера в чудо. «Процесс моделирования оптимистичных сценариев был менее артикулирован, имел более слабую рациональную основу».
А вот для того, чтобы представить себе картину все ухудшающегося положения дел, достаточно было просто логических рассуждений и выстраивания причинно-следственных связей на основе объективно имеющихся фактов. Именно в регионах, заявивших на выборах о несогласии идти прежним путем, был особенно сильно нарушен диалог людей с властью. Опять же обращаемся к результатам упомянутого выше исследования: «Много говорится об оторванности власти от народа, рефреном звучит проблема коррумпированности представителей власти всех уровней и отсутствии реальной демократии». В более неспокойных точках, где регулярно наблюдаются яркие всплески низовой активности, диалог все же ведется. Хоть зачастую и на повышенных тонах, но он есть. Есть уступки и компромиссы, есть движение, клапан, выпускающий негатив и не дающий ему накапливаться. А тут народ был поставлен в положение «вечно ждущего», слишком слаб был голос общественников, не нашлось ярких лидеров, или еще по каким-то иным причинам, но возник откровенный «игнор» и толстая непробиваемая стена.
Почему протестная волна пошла из регионов? Потому что экономический разрыв между регионами и центром не сглаживается, потому что люди из разных городов, находящихся за тысячи километров друг от друга, говорят одно и то же: даже вкладывая в регион деньги, правительство не учитывает специфику региона, и эти вложения не дают возможности развития экономики в долгосрочной перспективе. Это разовые подачки (иногда значительные в объеме), не ведущие к укреплению собственных экономических опор, а наоборот, вызывающие зависимость от внешних вливаний. Образование, промышленность, возможность внутренними ресурсами автономно решать свои проблемы – всего этого не происходит.
Развитие науки и инноваций происходит где-то в закрытых локациях, находящихся в непосредственной близости к столице, а в среднем: «Россия значительно отстает в сфере технологий и инноваций от экономически развитых стран». При этом многие предлагали рассмотреть отставание, исключив центральный регион – в этом случае оно бы выглядело просто чудовищным.
Людям очень тревожно за свое будущее – и это уже не тревога за будущее детей, а ожидание жесткого кризиса в ближайшей перспективе. Поэтому протест, выраженный в форме отказа продолжать жить с прежним руководством – еще мягкая форма протеста. Есть предпосылки для увеличения более жестких форм низовой активности – но все же история нашей страны научила людей правильно оценивать последствия революций, и пока народ пытается призвать власть к диалогу довольно мирными способами. Люди не выбирают коммунистов, «Справедливую Россию» или «ЛДПР», а голосуют за «другого» кандидата, давая понять, что дальше так продолжаться не может.
К сожалению, экономика имеет свою инерцию, и если сегодня получится принять правильные решения для развития экономики страны, или, например, это сделают новые губернаторы для своих регионов, результат будет не сразу. Вполне возможно, нас ждет период, когда население будет ожидать сегодня уже невыполнимого, и диалог власти и общества станет острее.