Новое освоение ледовой целины
Журналист, эксперт Центра ПРИСП Евгений Огородников – о строительстве Россией новой экономики в Арктике.
Инвестиции в развитие Северного морского пути (СМП) до 2035 года превысят 20 трлн рублей — об этом говорят цифры «Востокгосплана». Мультипликативный эффект для экономики страны гигантский. На рубль бюджетных инвестиций привлекается более 10 рублей инвестиций частных. СМП — транспортная артерия, вокруг которой развиваются производства: «Восток Ойл», которому потребуется порядка 10 трлн рублей для производства более 100 млн тонн нефти, многочисленные СПГ-проекты «НоваТЭКа» суммарной стоимостью более 5 трлн рублей, которые дадут 85 млн тонн СПГ в год; масштабная модернизация производства «Норникеля» общей стоимостью более 2 трлн рублей; создание нового производства меди на Чукотке — Баимского ГОКа с анонсированными инвестициями в размере 0,6 трлн рублей.
При этом в расчеты инвестиций не включены вложения главного российского инвестора «Газпрома» и его дочерней структуры «Газпром нефти», активно работающих в Арктике, не посчитаны капитальные вложения «ЛУКойла», осваивающего месторождения нефти в ЯНАО, — просто потому, что формально сырье, добываемое этими компаниями, не попадает на СПМ. Не вошли в расчеты инвестиций проекты по освоению различных месторождений цветных и драгоценных металлов, угля из-за «незначительных» на общем фоне капитальных вложений на освоение этих месторождений.
Несмотря на санкции и запрет на поставку технологий, российские компании продолжат инвестировать в развитие российской экономики. При этом инвестиции долгосрочные, рассчитанные на десятилетия вперед. Но, что самое интересное, ни одна из компаний, работающих в тяжелейших условиях Арктики, за последний год не отказалась от своих планов долгосрочного развития в регионе. Да, из-за рестрикций планы «поехали», где-то произошло смещение на год-два, однако вектор развития никто не поменял.
Арктика — это в буквальном смысле снежная пустыня. Вкрапления небольших поселений перемежаются тундрой, простирающейся на тысячи километров. Арктика — это место, где нет ничего, где несколько месяцев в году полярная ночь, где температурой минус 50 никого не удивишь. И Россия реализует свой шанс создать новую экономику с чистого листа в «марсианском» климате. При этом это действительно экономика нового уклада, с абсолютно новым технологическим подходом. При всей своей мощи и научном потенциале СССР с трудом отвечал на экстремальные вызовы Арктики и Северного Ледовитого океана. Сегодня Россия справляется с этим вызовом.
Говоря о технологических ноу-хау, помогающих этому, в первую очередь надо упомянуть атомный ледокольный флот, самый крупный, самый мощный и самый новый в мире, благодаря которому возникает возможность круглогодичного плавания на СМП и в устьях великих сибирских рек. Второй важнейший фактор — арктический коммерческий флот: контейнеровозы «Норникеля», танкеры «Газпром нефти» и исполины-газовозы, эксплуатируемые «НоваТЭКом». Всего 30 судов высокого арктического класса — Arc-7. У многих дизельных ледоколов, эксплуатируемых в портах Балтики, Черного моря и Дальнего Востока, арктический класс ниже. Для дальнейшего освоения месторождений в ближайшее десятилетие нужно будет построить еще порядка 130 различных арктических плавсредств.
Кроме того, потребуется освоение технологий производства и транспортировки СПГ, на что нашу страну вынужденно толкают западные партнеры, вводя ограничения на поставку уже готовых и опробованных решений. Это во многом вынужденное освоение производства индустриальных турбин большой мощности. Это первое в мире строительство плавучих атомных электростанций (ПАТЭС) для коммерческой эксплуатации в рамках Баимского ГОКа. Это опять-таки вынужденное строительство арктической группировки спутников связи, дистанционного зондирования Земли, метеорологии. Все обозначенное — промышленный хайтек, который наша страна уже освоила или будет осваивать, чтобы покорить Арктику. Что касается традиционной инфраструктуры, то все эти проекты потребуют массового строительства автомобильных и железных дорог, портов, связи, электроэнергетики и ЛЭП, больниц, школ и так далее.
При реализации лишь обозначенных гигантских проектов, по расчетам «Востокгосплана», совокупный вновь созданный ВВП в Арктике составит от 30 до 70 трлн рублей. Вариативность цифр зависит от цен на сырье, и в первую очередь на природный газ, имеющий склонность к экстремальной волатильности. Но эти проекты прибавят к темпам роста ВВП России от 1,5 до 3 п. п. Величина огромная, хотя отчасти вновь созданный ВВП в Арктике будет замещающим, компенсируя снижение добычи нефти в Западной Сибири, трубного газа «Газпрома» и устаревших, но действующих производств «Норникеля».
Сила советской экономики была в реализации сложнейших комплексных программ развития, как отраслевых (атом, космос), так и территориальных (освоение целины, нефть Западной Сибири). СМП сегодня очень похож на советскую мегастройку БАМ, которая должна была потянуть за собой развитие более десятка ресурсных проектов Дальнего Востока. Отчасти их реализацией уже занялись компании новой России. Подобные стройки позволяли СССР долгие годы оставаться в авангарде мирового развития, при этом поддерживая и развивая внутренние компетенции огромного промышленного комплекса.
Заявленные сегодня темпы и комплексные планы развития в Арктике говорят о том, что даже спустя три десятилетия после развала СССР организационные возможности приобретены вновь. Мы снова умеем собирать сложные проекты, строить их, привлекая огромное количество исполнителей (подрядчиков), синхронизировать их работу, решать проблемы межведомственного взаимодействия, финансирования, законодательства ради единой цели. Россия может, как и раньше, осваивать территории, искать и создавать необходимые технологии, кадры, компетенции.
Ранее опубликовано на: https://expert.ru/expert/2023/16/ledovaya-tselina-my-mozhem-kak-ranshe/