Александр Точенов. Правила выборов для губернаторов
Аналитическая статья Александра Точенова, руководителя Центра ПРИСП, опубликована сегодня в «Независимой газете».
http://www.ng.ru/politics/2015-05-18/4_rules.html
Начавшееся после майских праздников хождение отдельных губернаторов к президенту России Владимиру Путину с просьбой о досрочной отставке с последующим участием в выборах высших должностных лиц региона – явление ожидаемое, закономерное и, на мой взгляд, вполне оправданное и целесообразное.
На послепраздничной неделе президент принял досрочную отставку нескольких руководителей регионов: губернатора Иркутской области Сергея Ерощенко, губернатора Камчатского края Владимира Илюхина, губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, губернатора Омской области Виктора Назарова. Все они назначены временно исполняющими обязанности глав регионов до выборов в сентябре этого года. Причем еще не исключены и другие кандидаты на досрочную отставку с последующим участием в выборах, окно таких возможностей законодательно закрывается лишь в первых числах июня. Впрочем, желающих скорее всего больше, чем тех, кому может быть предоставлена такая возможность.
Кроме вышеперечисленных отставок и назначений в последние дни произошло еще одно событие, напрямую связанное с этой темой.
15 мая Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении законопроект, запрещающий губернаторам избираться на пост главы субъекта Федерации более двух раз подряд.
Данные поправки были внесены лидерами всех четырех думских фракций, что говорит о практически 100-процентной вероятности его принятия. В законе предусматривается, что высшее должностное лицо субъекта РФ выбирается на срок не более чем пять лет и не может занимать свой пост более двух сроков подряд «независимо от того, избирается оно гражданами РФ или депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ». При этом первым губернаторским сроком предлагается рассматривать период после 1 июня 2012 года.
Таким образом, есть три факта. Досрочные отставки губернаторов с возможностью их участия в выборах. Заявления о неприятии таких действий оппозицией. Принятие законодательных инициатив, ограничивающих сроки пребывания на своих постах высших должностных лиц регионов.
Причем такого рода отставки оппонентами называются жульничеством, и предлагается их запретить. На мой взгляд, в таких заявлениях и есть жульничество и слабость. Действующий губернатор априори имеет преимущество перед своими конкурентами (я не имею в виду пресловутый административный ресурс). Во-первых, он работал на своем посту, и ему есть что предъявить избирателям, а конкурентам нужно избирателям доказать, что они будут значительно лучше действующего. Это в 90-е годы можно было победить с популистскими лозунгами вкупе с голимой чернухой, а сейчас избиратель значительно грамотнее и разборчивее. Во-вторых, губернатор, идущий на плановые выборы, идет также с ведома президента, а это для большинства избирателей очень значимый аргумент. В-третьих, о возможности досрочных выборов говорилось задолго до встречи губернаторов с президентом. Те, кто серьезно занимается выборами, знают, что подготовка к выборам начинается не с момента их объявления, а с момента окончания предыдущих выборов. Эта формула работает и для действующих губернаторов, и для потенциальных кандидатов. Кому интересно, посмотрите, какие партии участвовали в последние годы в выборах на уровне муниципальных образований в тех регионах, где должны избираться высшие должностные лица (как в плановом порядке, так и досрочно), ведь нужно проходить муниципальный фильтр, а для этого желательно иметь достаточное количество своих партийцев-депутатов среди муниципалов. Результаты такого анализа известны, это, как правило, парламентские партии и еще не более трех–пяти иных партий, но их участие в муниципальных выборах носит, как правило, очаговый или точечный характер (а уж о массовых положительных результатах выборов и говорить не приходится).
Так что досрочные это или плановые выборы, но в большинстве регионов электоральные результаты предсказуемы. Конечно, борьба будет, и легкой победы исполняющим обязанности ждать не стоит. Но также не стоит забывать о том, что выборы должны быть конкурентными, открытыми и легитимными. Не только потому, что этого требует президент Владимир Путин и соответственно его администрация, а потому, что это норма политической жизни, которую нужно закреплять на наших выборах.
Есть и доля справедливости в заявлениях противников участия в досрочных выборах глав регионов, инициирующих такие выборы, – вы выполните то, что намечали сделать, и идите на выборы в установленный срок. Да, программы и обещания нужно выполнять. Однако досрочные выборы не противоречат и не мешают выполнению намеченных планов, а даже, напротив, усиливают возможность не только их выполнения, но также дополнения и развития с учетом произошедших политических и экономических перемен. Вместе с тем нужно понимать, что к президенту с вопросом досрочного участия в выборах могут идти только те главы, которые выполняют принятые программы социально-экономического развития региона и способны работать в изменившихся внешнеполитических и экономических условиях. Остальные даже если и попробуют, то дальше управления по внутренней политике администрации президента не дойдут, а у многих из них досрочные выборы могут состоятся, только уже без их участия.
Прошедшие изменения, связанные с внешнеполитическим кризисом, еще негативно сказываются на социально-экономическом положении в стране и требуют координации, а порой и коренного изменения программ и планов, действовавших в субъектах Федерации до последнего времени. Такое положение требует от глав регионов большой и серьезной работы, основанной на доверии граждан. В этой связи понятно желание губернаторов пойти на досрочные выборы и получить большую легитимность и кредит доверия граждан, полученные на прямых выборах, а не через органы законодательной власти регионов.
Принятые (пока в первом чтении) условия нахождения на должности высшего должностного лица только два срока подряд сокращают время нахождения у власти тех, кто пошел на досрочные выборы. Это тоже положительный фактор. Ведь могли бы еще поработать год-другой избранными не всенародно, а депутатами – и уж потом избраться. Полагаю, что у тех, кто сейчас пошел на досрочные выборы, запас электоральной прочности достаточно высокий и они бы его не растратили до срока плановых выборов. Может, и с меньшим процентом, но победили бы. Так что максимально у них возможность только на два срока подряд. В этот раз с большой долей вероятности они победят, а дальше будет зависеть от результатов их работы на посту, не оправдают доверия, если не президент, так граждане не поверят и не изберут. Только вот не нужно верить в свою незаменимость и безупречность и не нужно выжигать политическое пространство вокруг себя. У главы, думающего о благе региона, а не о личном обогащении, должна быть не только грамотная и профессиональная команда, но и конструктивная оппозиция. Вот тогда граждане будут видеть, что у власти находится настоящий лидер, способный принести им пользу. Кстати говоря, выборы Госдумы в 2016 году будут проходить по смешанной системе, предусматривающей одномандатные округа, а это значит, что на территории регионов могут появиться новые политики. Причем как из команды губернатора, так и из оппозиции. Таким образом, на следующих губернаторских выборах у избирателей может появиться больший выбор достойных кандидатов. Такая ситуация должна лишь стимулировать губернаторов к активной работе, а не к почиванию на лаврах.
В запасе у победителей выборов и оправдавших доверие будет возможность в течение двух выборных сроков его оправдывать и доказывать, что оно оказано не зря. Правда, на второй срок тоже избраться еще нужно, а это значит, что в текущем сроке работать требуется продуктивно и качественно. Тем более что благодаря выборам в Госдуму по одномандатным округам на территориях регионов уже появятся свои политики федерального масштаба, способные составить реальную конкуренцию действующему главе.
Так что, господа оппоненты и конкуренты действующих глав регионов, если вы хотите их сменить, то начинайте работать над своей победой уже сейчас. Но именно над своей победой, а не над поражением действующей власти. Ведь нечистоплотные выборы, как правило, бывают обоюдными, а не только делом рук нерадивых представителей власти. И, самое главное, такие выборы не идут на пользу региону и его жителям.
С учетом геополитических процессов, мирового экономического кризиса, санкций и т.п. социально-экономическое положение в российских регионах может серьезно осложниться. Но так ведь именно в такие периоды как никогда нужна устойчивая власть, нацеленная не просто на безболезненный выход из складывающейся кризисной ситуации, но и на развитие региона, повышение его экономической устойчивости, социального спокойствия и благополучия. А выборы – это в любом случае популизм и расшатывание ситуации, хотя все кандидаты и партии на них выступают, как правило, только за все лучшее и против всего плохого. Но вот проблема в том, что не все способны это делать в реальной жизни. Таким образом, досрочные выборы глав регионов – действие оправданное и целесообразное. Более того, для равновесности системы и ее устойчивости, но также и развития было бы целесообразным провести досрочные выборы во всех регионах, где главы не прошли предусмотренную законом процедуру всенародного голосования.