Доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
15.09.2023

Свобода креативного планирования опорных поселений Севера

 

На площадке Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) прошло очередное заседание Дискуссионного клуба. Мероприятие было посвящено теме создания в регионе опорных городов.

В дискуссии принял участие Сергей Никоноров – доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры экономики природопользования экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Центра исследования экономических проблем развития Арктики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

В своем выступлении он сосредоточил внимание на вопросе о стратегических планах и программах развития Арктики. С полной стенограммой его выступления можно ознакомиться ниже.

Ранее порталом «Выбор народа» были опубликованы стенограммы выступлений:

- Надежды Замятиной - кандидата географических наук, ведущего научного сотрудника факультета городского и регионального развития Высшей школы урбанистики имени А.А. Высоковского (НИУ-ВШЭ);

- Виктории Богинской - сооснователя проектно-исследовательской команды «Арктикаметрия», члена союза архитекторов России, управляющий партнер проектной группы «ЯРУС», члена экспертного совета по созданию арктических стандартов Минарктики;

- Ирины Красноперовой - заместителя руководителя ГОКУ «Представительство Правительства Мурманской области;

- Максима Данькина - директора Департамента развития Арктической зоны Российской Федерации и реализации инфраструктурных проектов Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики;

- Инны Закирьяевой - заместителя главы города Норильск по экономике и финансам;

- Сергея Неустроева - первого заместителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).

- Рустама Романенкова - статс-секретаря – заместителя Генерального директора АНО «Центр «Арктические инициативы»;

- Владимира Климанова - директора Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ, директора Института реформирования общественных финансов;

- Ольги Грицан – руководителя аналитического отдела АСР «ЦЕНТР»;

 - Юлии Алферовой - генерального директора АНО «Национальное агентство развития предпринимательства»;

- Дмитрия Наринского - академика отделения Международной академии архитектуры в Москве (МААМ), эксперта Союза архитекторов России в области градостроительства и территориального планирования, члена Экспертного совета АСИ;

- Александра Балобанова - кандидата философских наук, эксперта ЭЦ ПОРА, заведующего кафедрой государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС;

Валерии Савиновой - аспиранта МАрхИ, магистра архитектуры, архитектора-исследователя.

 

Первый момент, который я хотел уточнить для того, чтобы определить опорные населенные пункты в Арктике, есть уже методические рекомендации в этом плане. Можно посмотреть на распоряжение Правительства РФ № 4132-Р от 23 декабря 2022 года. И есть 8 критериев, которые определяют опорный населенный пункт. Но есть в этом распоряжении очень интересный элемент – вполне корректно можно отклониться от этих критериев, если территория характеризуется высокой или низкой плотностью населения или отсутствует круглогодичная связь между прилегающими территориями и опорным населенным пунктом. И здесь может быть относительная свобода для креативного творчества.

документов стратегического планирования. Здесь достаточно большой аспект элементов, сегодня коллеги уж об этом говорили. У многих выступающих прозвучал элемент, связанный с мастер-планами. В ближайшее время может появиться до 25 таких документов. И здесь я бы отметил, что это, по большому счету, бенчмарк будущего плюс реальная стратегия его достижения. Для арктических городов не годятся стандартные подходы, как по строительству, так и по благоустройству. Здесь вообще нужны инновационные решения для создания комфортной городской среды. Это в свою очередь влияет и на качество жизни местного населения, и на инвестиционную привлекательность территорий, и даже на отток жителей с этих территорий.

Третий момент. Это инструментальное значение госпрограммы по развитию Арктической зоны РФ. В этой программе выделено 145 проектов общей стоимостью 5 триллионов рублей. Но Правительство РФ себе верно и во многих аспектах финансирования придерживается правила Парето 20/80. То есть из 5 триллионов рублей используется только 1 триллион рублей бюджетных средств. А остальные 4 триллиона рублей – это частные инвестиции. Понятно, что здесь инвестиции, в первую очередь, каких-то госкомпаний, частных компаний, которые работают на этой территории. И, конечно, из этих 145 проектов 17 определены приоритетными или якорными. И именно они должны дать синергетический, мультипликативный эффект для развития других локальных проектов в регионе. Я говорю сейчас о макрорегионе Арктической зоны РФ, а также о прилегающих не арктических территориях в экономике страны в целом. Мы об этом иногда забываем, хотя регионы, прилегающие к Арктической зоне РФ, в общем-то, не отделимы от АЗРФ. Поэтому здесь и отток, и приток населения, это связи хозяйственные – это нужно тоже учитывать.

Здесь особенность программы в том, что впервые для ее внедрения подготовлен федеральный закон не отраслевого, а территориального развития. И введена новая экономическая модель развития АЗРФ на основе опорных зон, которая предусматривает несколько аспектов. Первый аспект – развитие территории как целостного проекта путем взаимоувязки отраслевых проектов на всех этапах его осуществления. Во-вторых ,это реализация проектов федерального и межрегионального значения, нацеленных на развитие АЗРФ в целом, а также территорий, тяготеющих к АЗРФ, и предприятий, научно-образовательных центров, расположенных вне Арктической территории РФ, но выпускающих продукцию и услуги для арктических нужд. В-третьих, это взаимоувязанное применение всего комплекса действующих инструментов и механизмов государственной поддержки.

В заключение я хотел бы отметить только два момента. Первый момент связан с тем, что, учитывая капиталоемкость и материалоемкость приоритетных инфраструктурных проектов, необходимо предусмотреть мероприятия и проекты по развитию строительного комплекса в Арктической зоне РФ. В первую очередь – промышленных и строительных материалов, изделий, конструкций, ориентированных на выпуск инновационной продукции, позволяющей сокращать сроки реализации проектов, повышать качество возводимых объектов именно инфраструктуры Арктической зоны России.

Второй момент – это привлечение инвестиций. На мой взгляд, есть у нас очень интересный опыт в России, опыт Москвы в рамках зеленой экономики. Green Economy – это переход в Москве на электробусы и привлечение как от юридических, так и от физических лиц долгосрочных облигаций. На мой взгляд, было бы очень интересно применить элементы Blue bonds – синих облигаций – в рамках поддержки инфраструктурных проектов от юридических и физических лиц в рамках синей экономики именно для Арктики.

shahmaty2

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
banner-cik-min Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
banner-rfsv-min Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
expert-min-2 Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
partners 6
eac_NW-min Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
insomar-min-3 Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
indexlc-logo-min Свобода креативного планирования опорных поселений Севера
rapc-banner Свобода креативного планирования опорных поселений Севера