Директор по спецпроектам Центра ПРИСП
28.12.2018

Дружить нельзя враждовать

 

Директор по спецпроектам Центра ПРИСП Владимир Червоненко рассуждает о цене и перспективах взаимоотношений между Россией и Беларусью и характеризует нынешнюю попытку прижать руководство Беларуси со стороны Москвы как очередную "пробу пера" или "тест на вшивость".

Сегодня только ленивый не может не рассуждать о загадочных переговорах между Владимиром Путиным и Александром Лукашенко, происходивших 25 декабря за закрытыми дверями.

Догадок и конспирологических мнений много, фактов очень мало. О них можно только догадываться на основании различной риторики официальных заявлений российской и белорусской сторон. Основной является версия предложения со стороны России - живые деньги, компенсирующие российский налоговый маневр, связанный с изменением структуры пошлин на нефть в обмен на выполнение Беларусью Договора о создании Союзного государства с утратой части суверенитета за счет передачи отдельных компетенций органам Союзного государства.

Не секрет, что благодаря братской объединительной риторике Беларусью на протяжении последних 25 лет была получена выгода около 100 миллиардов долларов за счет льготных цен на нефть и газ. Подобное положение дел безусловно устраивало и устраивает руководство Беларуси, чего нельзя сказать о руководстве России, экономика которой значительно пострадала от западных санкций и нуждается в помощи. Хотя, что такое для экономики РФ 11 миллиардов долларов в течение пяти лет? Капля в море... Хотя, если посмотреть с другой стороны, - это стоимость почти 70 истребителей Су 35 или 300 танков "Армата". Тоже - немало по нынешним непростым временам.

В экономическом плане Россия Беларуси, несомненно нужна больше, чем Беларусь - России. За годы существования Таможенного союза, Единого экономического пространства и позже Евразийского экономического союза основным рынком сбыта белорусской продукции все равно оставалась Российская Федерация, на которую приходится более 40% белорусского экспорта. Да, были разные экономические войны: газовые, молочные, мясные, калийные и более мелкие другие. Все они в конце концов заканчивались миром - компромиссом, более-менее учитывающим все интересы. Так что экономическими разногласиями никого не удивить.

А вот геополитическое значение Беларуси для России трудно переоценить. И не только в качестве союзной армии в 87 000 человек, но и в качестве плацдарма для размещения частей противоракетной обороны, авиационных частей или, при необходимости, иных войсковых частей и соединений. Подлетное время ракет средней и меньшей дальности, запущенных с восточной границы Беларуси, до Москвы составит всего четыре минуты - но до этого, я надеюсь, дело не дойдет. Москва ни за что не отпустит своего заклятого союзника ни из экономической, ни из политической, не из военной сферы. Инструменты для этого у Кремля имеются в достаточном количестве.

Нынешняя попытка прижать руководство Беларуси со стороны Москвы - это скорее всего, очередная "проба пера" или "тест на вшивость" - нагнутся "бульбаши" или нет. Александр Лукашенко уже неоднократно сопротивлялся таким попыткам экономического давления и политического шантажа, и всегда у него получалось "выкрутиться"... Скорее всего, получится и в этот раз.

Если подумать, то сумма ежегодного убытка от налогового маневра составит в среднем 2,2 миллиарда долларов США - это 5% от консолидированного бюджета страны; конечно, не очень приятно терять такие деньги, к тому же в предвыборное время. Но это не критический объем финансовых средств. Да, придется где-то подтянуть пояса, отказавшись от отдельных инфраструктурных или социальных проектов, с другой стороны - стимулировать развитие рыночных отношений и приватизации госсобственности, а также как вариант - облегчить возможность "захода" на территорию Беларуси западных финансово-промышленных групп, или найти дополнительные экономические (не рыночные) инструменты поиска недостающих денег. Или в крайнем случае - попросить у МВФ.

Главное другое - Александр Лукашенко свою страну не отдаст. Сегодня не отдаст, к тому же задешево не отдаст. А если и отдаст - то не сегодня. И не обязательно, что бенефициарием этого процесса будет именно Российская Федерация. Несмотря на устоявшийся образ "последнего диктатора Европы" (хотя после 2014 года у него появился "напарник" из соседней восточной страны) в глазах западного сообщества, президент Беларуси может войти в историю не только как первый президент независимой республики, но, как герой формата Аугусто Пиночета, несмотря ни на что получить пожизненную индульгенцию и гарантии безопасности для себя и своей семьи на Западе. Это возможно, выстояв в непростом противостоянии по вопросам различного подхода к формированию Союзного государства Беларуси и России, сохранив и независимость страны, и свое лицо.

В любом случае позиция Беларуси будет оставаться неизменной: стараться "замотать" интеграционные процессы, получить максимум выгод и не пожертвовать суверенитетом, насколько это возможно. Владимиру Путину нужна Беларусь, а Владимир Владимирович привык добиваться всего того, что он хочет. Типичная ситуация косы и камня.

Во фразе "Дружить нельзя враждовать" в настоящий момент никто ни из российского руководства, ни из руководителей Беларуси не рискнет поставить запятую после нельзя. Но и перед нельзя тоже не получится, так как компромиссный формат по состоянию на сегодняшний день отсутствует. Так что, скорее всего, в Новый 2019 год мы войдем с этой фразой вообще без запятых, как это водится между "заклятыми друзьями" по Союзному государству.

 lukasenko putin

 
Партнеры
politgen-min-6 Дружить нельзя враждовать
banner-cik-min Дружить нельзя враждовать
banner-rfsv-min Дружить нельзя враждовать
expert-min-2 Дружить нельзя враждовать
partners 6
eac_NW-min Дружить нельзя враждовать
insomar-min-3 Дружить нельзя враждовать
indexlc-logo-min Дружить нельзя враждовать
rapc-banner Дружить нельзя враждовать