Пересекут ли страны НАТО «красные линии»?
Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Владимир Пряхин – о темах, которые обсуждали на очередной встрече представители стран НАТО.
В маленьком германском Рамштайне на авиабазе США вот уже в двадцать четвёртый раз собрались представители 50 государств-членов НАТО и близких к ним государств с тем, чтобы определиться с направлениями и объёмами поддержки киевскому режиму в его противостоянии с Россией.
Сценарии этих мероприятий отработаны и ничего нового, как правило, на них не происходит: рутинные изъявления готовности «стоять с Украинной» до конца, просьбы Киева давать больше, обещания партнеров идти навстречу этим просьбам.
По этому сценарию прошел, в общем-то, и 24-й Рамштайн. Но есть некоторые особенности, на которые стоит обратить внимание. Прежде всего, на эту встречу прилетел лично Зеленский. Видимо, не случайно. На Западе в последнее время усилились сомнения в жизнеспособности киевского режима, громче стали голоса в пользу скорейшего переговорного решения проблем и опасения в связи с тем, что поддержка украинских националистов обходится американскому и европейскому налогоплательщику слишком дорого. Да и экономические антироссийские санкции наносят вред не только России, но и самим странам-инициаторам санкций, лишающих себя выгодных рынков сбыта, дешевых источников энергоресурсов и удобных логистических цепочек.
Зеленский попытался рассеять эти сомнения и опасения. Прежде всего утверждениями о том, что российские войска «ни на метр» не продвинулись на запад под Покровском, и что украинский «наступ» вглубь Киркой области успешно продолжается. Но поскольку его западных контрагентов есть свои, достаточно надежные источники информации по этим вопросам, утверждения квазипрезидента не возымели воздействия, на которое были рассчитаны, а лишь усилии подозрение, что его режим дышит на ладан, прежде всего из-за трудностей в комплектовании ВСУ личным составом.
Но главная дискуссия за ширмой изъявлений во взаимных симпатиях развернулась по вопросу о так называемых «красных линиях», пересечь которые Зеленский пафосно призвал Запад в отношениях с Россией. Прежде всего это касалось получения систем вооружений большой дальности и разрешения использовать эти системы для нанесения ударов в глубь российской территории.
Основная дискуссия и за столом переговоров, и в заявлениях для СМИ свелась, в сущности, к этом вопросу. Украинский лидер буквально требовал от партнёров «добро» на использование и предоставления ему военно-технических средств для нанесения ударов в глубь российской территории. Однако, на прямо заданный на эту тему вопрос журналистов министр обороны США Остин ответил уклончиво. А его германский коллега Писториус более конкретно сказал, что украинскую проблему вооруженным путем не решить и что ФРГ воздержится от поставок Киеву дальнобойных ракет «Таурус».
Это не значит, что натовские лидеры против эскалации войны на Украине. Но они не хотели бы ввязываться в эту войну напрямую. Ведь пока на Западе обсуждают детали предоставления Киеву дополнительных финансовых вливаний и новых поставок вооружений, в Москве однозначно заявили о необходимости внесения дополнений в ту часть военной доктрины России, в которой говорится о возможности применения ядерного оружия для защиты суверенитета и территориальной целостности страны.
А от этого политические деятели и обычные западные обыватели в Европе, да и в Соединённых Штатов поёживаются. Им вообще не улыбается перспектива участия в какой-либо «горячей» войне, а перспектива получить ядерную затрещину вызывает просто шок. Тем более, что с точки зрения элементарного здравого смысла урегулирование украинского кризиса переговорным дипломатическим путём отнюдь не представляется безнадежным. Что, собственно говоря, такое уж нереалистическое было в представленных Россией проектах документов о взаимных гарантиях безопасности с США и НАТО в декабре 2021 года? Признание объективно сложившихся реалий на территории бывшей УССР? Но ведь и сейчас интервьюируя жителей Донбасса на территории, контролируемой ВСУ, западные военкоры слышат ответы на свои вопросы на русском, а не на украинском языке. Это родной язык людей, которые хотят жить в мире на своей земле и говорить на своём языке.
А отказ от принятия Украины в НАТО и договорное оформление её нейтрального статуса? То, что, кстати говоря, надо было сделать еще в 1991 г. вместе с подписанием пресловутых Беловежских соглашений. Кто, кроме западного обывателя, может быть более заинтересован в этом? Ведь иметь в составе своего военного альянса такого союзничка, как непредсказуемый режим в Киеве, равносильно пребыванию на грани войны и ядерного конфликта.
И во имя чего? Ведь что бы там ни говорили ретивые политики в Таллине, российской военной угрозы для Европы не существует. Уже хотя бы потому, что совокупный конвенциональный военный потенциал НАТО по своим количественным параметрам превышает российский, по данным самих экспертов НАТО, в 16 раз.
Россия добровольно вывела свои войска из Восточной Европы, признала независимость прибалтийских государств, Молдавии Украины, стран Закавказья и Центральной Азии. Зачем? Для того, чтобы сейчас напасть на Европу? Смешно. Нет у России необходимости ни политической, ни военной, ни экономической, ни какой-либо другой в подчинении европейских стран. СВО - вынужденная мера по защите прав русскоязычного населения. Москву нельзя обвинить в нежелании предотвратить трагические события после государственного переворота в феврале 2014 года в Киеве. Не кто иной как президент России в присутствии действующего председателя ОБСЕ в мае 2014 года призывал жителей Донбасса, тогда ещё граждан самостийной Украины, воздержаться от проведения референдума о независимости Донецкой и Луганской областей. И это тогда, когда на Западе не нашлось двух слов для, чтобы выразить соболезнование родным и близким погибших в чудовищной расправе над русскоязычными в одесском доме профсоюзов.
Сейчас спустя десять лет на Западе крепнет понимание того, что проблемы вокруг Украины можно решить только переговорным путем. За переговорное решение – еще в течение этой осени – в Рамштайне формально высказался и украинский лидер. Видимо, он рассчитывает на то, что при получении новых вооружений и финансовых вливаний он еще до президентских выборов в США сумеет принудить Москву к переговорам на выгодных Киеву условиях. С этой целью Зеленский из Рамштайна собирается в Италию и другие страны Европы с тем, чтобы склонить их в сторону оказания ещё больше поддержки Украине. Турне это должно завершиться личной встречей с президентом Байденом в ближайшее время.
Вот только у Байдена, а точнее у его команды сейчас совершенно другие заботы, они не уверена в своей победе на выборах 5 ноября. Отсюда и главное противоречие в позициях Украины и США за столом бесед в Рамштайне. В отличие от украинского лидера министр обороны США Остин однозначно высказался за то, что кризис вокруг Украины будет решён посредством переговоров, но отказался даже приблизительно назвать сроки такого возможного решения, что вполне понятно в условиях полной турбулентности и туманности ситуации внутри самих Соединённых Штатов. И это уже совсем другая позиция в отличие от залихватской линии на стратегическое поражения России, нанести которое в Белом доме намеревались еще совсем недавно.
Весь вопрос в том, когда политическая элита США окончательно дозреет до понимания того, что другого решения проблем вокруг Украины нет, и решения эти необходимо принимать, чем раньше, тем лучше.