Политический юрист
26.02.2019

Конституционные «инъекции» Острова Свободы

 

Политический юрист Антон Тимченко следит за  реформой Конституции на Кубе и считает, что даже малая «инъекция рынка» в закрытой политической системе влечёт значительные перемены.

В это воскресенье, 24 февраля, на Кубе прошёл референдум, на котором решится судьба проекта новой Конституции Острова Свободы.

Нынешний Основный закон был принят в 1976 году, закрепив, с одной стороны результаты Кубинской революции, а с другой – во многом позаимствовав механизмы государственного устройства у СССР.

Социализм в качестве официальной идеологии, система государственного планирования экономики, однопартийная политическая система, многоступенчатые «непрямые» выборы (принцип демократического централизма), государственная монополия на хозяйственную деятельность (за исключением мелкой), запрет частных СМИ и широкие социальные гарантии трудящимся – всё это, несмотря на поправки 1992 и 2002 годов, закреплено в кубинской Конституции и по сегодняшний день.

Новая Конституция

Проект Конституции утверждён Национальной ассамблеей народной власти (Кубинский парламент) 22 июля 2018 года, после чего был вынесен на референдум.

При этом текст проекта является результатом работы, начатой ещё в 2013 году. Именно тогда было принято решение создать рабочую группу под председательством генерала армии Рауля Кастро Руза, первого секретаря Коммунистической партии Кубы, с целью изучения необходимых конституционных изменений.

Уже тогда политическое руководство Кубы понимало необходимость приведения Основного закона в соответствие с современной реальностью.

Как гласит текст пояснительной записки к проекту, за это время было проведено "глубокое изучение нашей истории, конституционных традиций и процессов в Латинской Америке, опыт, полученный в тех странах, которые строят социализм, а также конституционные тексты других государств".

Текст проекта Конституции состоит из преамбулы, 224 статей (на 87 больше, чем в действующей), разделенных на 11 разделов и 24 главы. В самых общих чертах принципиальные новшества для кубинского государства можно разделить на 3 группы: права человека, экономика и устройство власти.

Права человека. Закрепляется презумпция невиновности в уголовных делах и право на помощь адвоката сразу после ареста, а также обязанность сразу после задержания доставлять подозреваемого в суд для решения его судьбы.

Кроме того, реформируется понятие брака, вместо союза «между мужчиной и женщиной», он определяется как союз между двумя людьми.

Закрепляется запрет на наличие двойного гражданства.

Экономика. Хотя централизованная экономика и монополия государства на хозяйственную деятельность закреплены по-прежнему, проектом признаются рыночные механизмы, частная собственность, иностранные инвестиции, как «важный элемент экономического развития страны», а также самозанятость (по данным кубинских СМИ, в настоящее время насчитывается 591 000 самозанятых работников, что составляет 13% рабочей силы страны).

Устройство власти. Новая Конституция предполагает меньшую концентрацию власти. Так, в настоящее время Мигель Диас-Канель является председателем как Государственного совета, так и Совета министров. Проект же предполагает разделение этих должностей – модель, аналогичная той, которая существует в Китае или Вьетнаме.

Упраздняются провинциальные ассамблеи народной власти и создаются провинциальные советы, во главе которых будет губернатор, предложенный президентом и утверждаемый муниципальными делегатами.

Кроме того, усиливается автономия муниципальных собраний.

При всей значимости закрепляемых в проекте новшеств, едва ли можно говорить о коренном преобразовании политической системы Кубы.

Новая Конституция подтверждает социалистический характер политической, экономической и социальной системы, а также ведущую роль Коммунистической партии Кубы – «ведущей политической силой общества и государства» (статья 5), возглавляемой Раулем Кастро до 2021 года.

Референдум

Для утверждения проекта новой Конституции за него должно проголосовать большинство избирателей, при этом чтобы референдум был признан состоявшимся, в нём должно принять участие более половины зарегистрированных избирателей. При этом избирателям предлагалось проголосовать, ответив на вопрос: «Вы поддерживаете новую Конституцию Республики?», содержащийся в бюллетене. Вариантов ответа, что логично, два – «да» и «нет».

Право на участие в референдуме предоставлено всем кубинцам, отвечающим четырем критериям:

  • достижение 16 лет,
  • постоянно проживать в стране в течение двух лет, предшествующих голосованию,
  • быть зарегистрированным в реестре избирателей;
  • иметь документ, удостоверяющий личность для предъявления его в день голосования.

Отсутствует право голосовать у недееспособных, осуждённых к лишению свободы (даже если они находятся на испытательном сроке), а также у лиц, по решению суда лишённые политических прав в дополнение к основному наказанию.

Отдельно стоит отметить, что в отличие от африканских и арабских стран лица, состоящие в вооруженных формированиях, имеют право наравне с остальными гражданами участвовать в голосовании, что прямо оговорено в Конституции.

К моменту проведения конституционного референдума в избирательных списках страны было зарегистрировано 9 298 277 граждан, имеющих право проголосовать.

Формирование списков избирателей производится в несколько этапов. В каждом муниципалитете формируется первичный список избирателей, проживающих в нём, который включает всех граждан, соответствующих законным требованиям. Данный предварительный список избирателей публикуется (размещается в общественном месте) не менее чем на 30 дней. В указанный период производятся уточнения и исправления списка. После этого списки избирателей окончательно корректируются и за неделю до дня голосования направляются по пунктам голосования (избирательным участкам).

Избирательная система Кубы включает 5 звеньев: Национальная избирательная комиссия, избирательные комиссии провинций, муниципальные избирательные комиссии, избирательные комиссии округов (в особых случаях, в отдельных округах для облегчения электорального процесса могут создаваться специальные комиссии) и, наконец, избирательные участки (пункты для голосования).

Кампания

Одной из ярких особенностей избирательной системы Кубы является отсутствие агитационной кампании в привычном смысле. Так, например, в соответствии с избирательным законодательством, вся «электоральная пропаганда» сводится к фотографиям кандидатов и биографическим справкам, распространяемым избиркомами, а также к праву кандидатов «посещать для ознакомления трудовые коллективы». Применение агитационных технологий официально преподносится как неэтичная манипуляция, неуместная в здоровом обществе.

Тем не менее, нынешний референдум отличался мощной информационной и агитационной кампанией. По-кубински патетичный слоган референдумной кампании: «За мои права, за моих детей, за благосостояние моей семьи!» [Por mis derechos, por mis hijos, por el bienestar de mi familia], распространение тиражей проектов новой Конституции, дискуссия о конституционной реформе буквально «из каждого утюга» (все газеты, радио- и телепередачи обсуждали предстоящий референдум), размещение баннеров с призывами поучаствовать в референдуме и выдержками из проекта нового Основного закона.

Не уступала мобилизационной кампании по интенсивности и агитация. Распространение буклетов, размещение билбордов с надписью «Да», создание специальных сайтов, агитация в Twitter и Facebook.

Сторонниками новой Конституции была запущена хэштэг-кампания (hashtag campaign) #ЯголосуюДа [#YoVotoSi], оппозиционеры ответили на это кампанией #ЯНеГолосую [#YoNOVoto] и #ЯГолосуюНет [#YoVotoNO].

Конечно же, по соотношению ресурсов это был спарринг комара со слоном.

Наблюдение

Независимое наблюдение за электоральными процессами назвать независимым можно с множеством оговорок. Контроль за соблюдением закона при организации референдума производится наблюдателями, которые назначаются с одобрения соответствующих избирательных комиссий.

Группы наблюдателей формируются из людей, имеющих опыт участия в выборах или юристов, а также из групп молодых студентов или других выпускников высшего или среднего образования, отобранных Министерством образования и высшего образования.

Наблюдатели назначаются в следующем количестве: до 20 в Национальной избирательной комиссии, до 10 в избирательных комиссиях провинций и до 7 в муниципальных избирательных комиссиях.

К полномочиям наблюдателей относится: проверка соблюдения избирательного законодательства, проверка степени готовности избирательных комиссий и, нетипичное, проверка достижения материальными и финансовыми средствами целей, на которые они выделены. По итогам своих действий группы наблюдателей готовят отчёты, которые представляют в назначившие их комиссии.

Голосование

За неделю до дня голосование, 17 февраля, по стране проводилось так называемое тренировочное голосование, в ходе которого члены избирательных комиссий «обкатывали» необходимые действия и процедуры.

24 февраля голосование началось в 7:00 и закончилось в 18:00. В общей сложности в стране действовало 24 297 избирательных участков. При этом, не считая особых случаев, избирательные участки формировались таким образом, чтобы на одном избирательном участке было зарегистрировано не более 700 избирателей.

Наряду с обычным голосованием на избирательных участках, предусмотрена возможность голосования пожилых и больных на дому, а также голосование кубинцев, находящихся за границей.

В числе особенностей кубинского электорального колорита можно упомянуть норму, устанавливающую, что в обязательном порядке избирательные урны постоянно охраняются пионерами.

Итоги

По текущим данным Национальной избирательной комиссии, в общей сложности 7 848 343 кубинцев приняли участие в референдуме, что составляет 84,4% от общего числа избирателей.

Таким образом, властям Кубы удалось мобилизовать электорат, добиться грандиозной явки, и референдум будет признан состоявшимся.

При этом, судя по всему, властям Острова Свободы удалось достичь и второй, главной цели – утверждения проекта новой Конституции.

Из 7 522 569 голосов, признанных действительными, 6 816 169 избирателей проголосовали за «Да» (86,85%), а 706 400 проголосовали за «Нет» (9,0%). 127 100 бюллетеней недействительны, а 198 674 остались незаполненными (пустыми).

Судя по всему, факт утверждения новой кубинской Конституции можно считать свершившимся. Впрочем, ожидать, что организованный по инициативе власти референдум «провалится», было бы крайне наивно.

Несмотря на то, что проводимую на Острове Свободы конституционную реформу никак нельзя назвать радикальной, дальнейшая модернизация кубинского режима неизбежна. Этому есть минимум три причины.

Во-первых, «смена поколений» – в силу возраста со сцены уходит старшее поколение политиков, участвовавшее в революции, чей образ мышления сформирован «холодной войной».

Во-вторых, процессы, происходящие в Латино-Карибском регионе вообще и с Венесуэлой, главным поставщиком нефти на Кубу, в частности.

И, наконец, в-третьих. Те, пусть и малые, экономические послабления, которые фиксирует новая Конституция, неизбежно сформируют новые процессы и новые группы интересов, которые начнут необратимо менять кубинский политикум. Даже малая «инъекция рынка» в закрытой политической системе влечёт значительные перемены. А вот в какую сторону, – это мы поймём уже достаточно скоро.

Ранее опубликовано на: https://index.lc/news/125-cuba

Cuba referendum

 
Партнеры
politgen-min-6 Конституционные «инъекции» Острова Свободы
banner-cik-min Конституционные «инъекции» Острова Свободы
banner-rfsv-min Конституционные «инъекции» Острова Свободы
expert-min-2 Конституционные «инъекции» Острова Свободы
partners 6
eac_NW-min Конституционные «инъекции» Острова Свободы
insomar-min-3 Конституционные «инъекции» Острова Свободы
indexlc-logo-min Конституционные «инъекции» Острова Свободы
rapc-banner Конституционные «инъекции» Острова Свободы