Директор по развитию Центра ПРИСП
19.03.2019

Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий

 

В настоящее время разработана и внедряется новая облачная информационная система для изучения и управления территориями. Система призвана стать инструментом для социально-экономического и общественно-политического развития муниципалитетов и регионов. Подробнее – в интервью директора по развитию Центра ПРИСП Александра Молвинских политологу Николаю Пономареву.

Как можно объяснить простыми словами для людей «непосвященных», что же такое Big Data?

Простыми словами Big Data – это технологии обработки и анализа постоянно и быстро обновляемых и увеличивающихся массивов и баз данных. Инструменты, позволяющие структурировать и сопоставлять всю интересующую, но разрозненную информацию, адаптировать для реализации практических задач.

Основа любого бизнеса – клиенты, бизнес занимается только удовлетворением их запросов. Соответственно, успешный бизнес должен понимать, как они живут, что они хотят, как и когда у них меняются предпочтения и так далее. Это заставляет меняться, подстраиваться, предлагать более качественные товары и услуги или уменьшать сроки доставки - да мало ли чего хотят клиенты, важно это вовремя понять и «подкрутить» свой бизнес-процесс. При этом технологии и инструменты, которые стали называть Big Data, уже творят чудеса на разных фронтах – и в бизнесе, и в политике.

Польза «больших данных» для бизнеса очевидна. А как их использовать в области муниципального и государственного управления?

Мы думали над этим вопросом. Понятно, что для бизнеса, как я уже сказал, главное – это клиенты. Когда мы перешли в плоскость государственного и муниципального управления (ГМУ), поняли, что здесь в роли клиентов – жители, граждане. Те услуги, которые оказывают органы государственного и муниципального управления, по сути ничем не отличаются от коммерческих. Органы управления точно также должны стремиться лучше, эффективнее оказывать гражданам услуги. И потому я считаю, что уже в ближайшее время инструменты Big Data будут интегрированы не только в бизнес-решения, но и в ГМУ. И я думаю, что любой житель от этого только выиграет.

Кое-где уже делаются первые шаги в этом направлении. Но пока это происходит интуитивно, наугад, методом проб и ошибок. Чтобы облегчить эту задачу для муниципального управления, мы и создали продукт для муниципальных образований, который сейчас внедряем в ряде регионов России. Это вызывает живой интерес со стороны руководителей администраций и глав городов, включая руководителей всех сфер и направлений муниципалитетов.

Как я уже сказал, главным являются жители и их потребности. Они постоянно меняются, мы живем в очень быстром мире. Сменяются их статусы. Сегодня человек работает, завтра он потерял работу. Или у него родился ребенок, у него появились новые проблемы, задачи. Этими данными - в обобщенном виде, в больших массивах – может обладать руководитель, и эта информация может стать основой для правильного управленческого решения. Кроме того, такой инструмент позволяет получать обратную связь, наладить более тесное сотрудничество с жителями.

Допустим, ты должен принять решение. Оно должно безусловно отвечать потребностям жителей. Это главная и единственная цель всех руководителей в сфере ГМУ – улучшать жизнь граждан, проживающих на соответствующей территории. Используя технологии Big Data, ты можешь моментально, при помощи разных каналов взаимодействия, получать обратную связь. Ты можешь разложить население территории по сегментам и подготовить для каждого из них адресное решение. Ты можешь узнать потребности каждого жителя, а потом получить эту информацию в обобщенном виде. И многое другое.

А как вы выстраиваете взаимодействие с населением? Ведь существуют законодательные ограничения на использование персональных данных?

Здесь все просто. Мы являемся официальным оператором по обработке персональных данных и состоим в федеральном реестре Роскомнадзора. Здесь важно понимать: населению максимально выгодно взаимодействовать с муниципальной властью напрямую, используя современные каналы коммуникации, поскольку это ускоряет и повышает качество решения их проблем. И мы при первых же контактах напрямую предлагаем официально и законно установить такое взаимодействие друг с другом, предоставив разрешение на обработку персональных данных.

А есть ли какие-либо количественные показатели, которые отображают в цифрах, насколько возрастает эффективность работы органов ГМУ? Допустим, «скорость обратной связи увеличивается в 2 раза». Или же пока такие замеры не проводились?

Пока таких замеров нет, но если глава научился взаимодействовать и объяснять свою позицию, наладил тесную обратную связь благодаря этой системе, то эффективность его работы возрастает на порядок. Это не предположение, это практически аксиома. Уровень – объем и качество – взаимодействия и взаимоотношений с жителями это и есть рейтинг власти.

Если ты объясняешь каждому жителю свое решение, или отсутствие данного решения, то это принесет тебе только уважение и доверие. Он может, допустим, разослать всем по электронной почте сообщение о проделанной работе за определенный период времени. А если при помощи этого письма наладить обратную связь…

Второе. Непрерывное аккумулирование данных дает более глубокое понимание условий жизни всех слоев населения. Постоянное взаимодействие с населением, с лидерами общественного мнения, представителями элит. Если что-то случается и нужно оповестить жителей, ты, не выходя из своего рабочего кабинета, можешь написать всем жителям сообщение. Или призвать всех выйти на ту же самую уборку снега.

Дальше: эта система позволяет прогнозировать изменение уровня социальной напряженности и многих иных показателей. Тут же можно будет понять, как будет меняться демографическая ситуация территории. Отталкиваясь от этого, мы можем понять, сколько потребуется школ и детских садов. И если у главы будет доступ к соответствующей информации, то это даст возможность принимать более и взвешенные управленческие решения. И это приведет к увеличению его популярности и поддержки со стороны населения.

Если руководитель муниципалитета, например, благоустроил какой-то двор, установил спортивную или детскую площадку, то он может отправить ее фотографию в качестве отчета всем местным жителям, с приложением, сколько он потратил на это сил, средств и времени. «Вот, теперь она у вас во дворе, это сделали мы». Ты отправляешь письмо всем жителям. И для этого от тебя потребовалось написать всего несколько предложений и нажатием клавиши разослать сообщение.

Одновременно ты можешь направить жителям форму обратной связи («Просим Вас заполнить таблицу…»), как это делают коммерческие структуры. Клиент получил услугу, ему приходит письмо: «Как Вы оцениваете нашу работу»? Это же обратная связь? Бизнес заботится о том, как клиенты оценивают проданную услугу. Так почему глава не может сделать точно также? Это шикарно, когда глава, благоустраивая территорию, спрашивает: «Чего не хватает здесь»? Конечно, единогласных ответов не будет, но выиграет большинство.

Представим другую ситуацию. Представим, что власти, необходимо предотвратить эпидемию гриппа в школах. Ты берешь из базы всех жителей, у которых дети ходят в школу. И отправляешь им рассылку с предупреждением и рекомендациями относительно того, как избежать болезни. Кто будет против этого?

Или, допустим, глава может теперь не ходить в ДК, чтобы выступить перед жителями. Ему достаточно объявить путем рассылки на почту, что он готов отчитаться о своей работе на YouTube-канале. И для этого он собирает у жителей вопросы. Люди присылают их ему на электронную почту. В соответствии с полученными вопросами, глава записывает свой отчет. Он публикуется. Жителям рассылаются ссылки на видео, либо SMS через мобильные гаджеты, либо на почту. Представьте себе: человек едет в электричке, смотрит отчет или читает его в своей почте.

Все традиционные каналы испытывают кризис. Как мы видим, телевидение смотрят все меньше. На газетах и журналах давно уже поставлен крест: почти все уже в электронном виде, в цифре. Соответственно, главам нужно перестраиваться под другие каналы. Разработанная нами система позволяет делать это на своем компьютере, не выходя из рабочего кабинета.

И последнее. Наша система используется для того, чтобы решать политические, экономические, социальные задачи. Для этого она должна представлять население в разрезе по самым разным признакам. Это дает возможность понять, как меняются предпочтения людей, проблематику домохозяйств. Если ты обладаешь этой информацией, то можешь управлять соответствующими процессами, причем осознанно принимать решения, удовлетворяющие реальные потребности людей. Если ты лишен этой информации, то можешь лишь с закрытыми глазами делать что-то, надеясь, что сделанное вслепую принесет пользу или хотя бы не навредит

У этой системы есть аналоги в России или за рубежом? Или это уникальный продукт?

Мы постарались сделать его уникальным. Аналогов на рынке мы не нашли. В настоящее время в ряде муниципальных образований идет внедрение этой системы. Пока мы получаем только положительные отзывы.

 cifry matrica

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
banner-cik-min Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
banner-rfsv-min Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
expert-min-2 Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
partners 6
eac_NW-min Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
insomar-min-3 Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
indexlc-logo-min Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий
rapc-banner Инновации и «большие данные»: ресурс для развития территорий