15 признаков хорошего губернатора
Политолог, ведущий аналитик Фонда защиты национальных ценностей, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев считает, что новая оценка эффективности вызывает некоторые вопросы, которые должны будут решаться именно на региональном, а не федеральном уровне.
Президент России Владимир Путин подписал указ, вводящий новую систему оценки эффективности работы глав регионов.
Ранее общее число критериев, при помощи которых измерялось качество работы губернаторов, достигало 24. Теперь их количество должно сократиться до 15. Перечень критериев включает в себя уровень доверия к власти, производственные и демографические показатели, а также состояние дорог и окружающей среды. Методики расчета данных показателей еще находятся в стадии разработки. Ряд показателей (как, например, доверие к власти) носят интегральный характер.
Новая система оценки работы губернаторов вызывает множество вопросов, пока остающихся без ответа.
4 барьера социологии
Показатели доверия к власти должны будут рассчитываться на основании данных социологических исследований. И это подразумевает необходимость решения ряда масштабных проблем.
Чтобы сравнение глав регионов было корректным, необходимо предварительно унифицировать исследовательский инструментарий (как формулировки вопросов, так и их расположение в анкете).
Также потребуется определить единые условия конкурсов на проведение социологических исследований. Лишь данная мера позволит избежать найма исполнителей с сомнительной компетенцией из соображения экономии средств.
Открытым остается вопрос о том, как обеспечить обязательное участие нанимаемых представителями власти социологов не только в полевой части исследования, но также в целеполагании, интерпретации и внедрении на практике результатов их изысканий.
Наконец, стоит напомнить дефиците кадров, обладающих подобающим уровнем компетентности, со стороны как многих региональных заказчиков, так и исполнителей социологических исследований.
Фора на старте
Целый ряд показателей эффективности губернаторов выражен в абсолютных величинах. При этом речь идет о характеристиках, к которым действующий глава региона может в принципе не иметь никакого отношения. Позиция главы региона в рейтинге губернаторов, таким образом, будет определяться в первую очередь базовым состоянием социально-экономической сферы региона. Динамика же соответствующих показателей будет иметь второстепенное значение. Глава одного из бедных и малонаселенных регионов Сибири может демонстрировать впечатляющую динамику роста критериев эффективности. Но в силу эффекта «низкого старта» он все равно будет оставаться позади менее талантливых коллег, которым достались позиции в высокоразвитых регионах.
В силу данного обстоятельства представляется логичным внедрить в методику расчета уравнивающие коэффициенты, которые нивелировали бы разницу в базовом потенциале регионов. За счет этого будет оцениваться основная составляющая эффективности – динамика развития.
Вероятнее всего, в ходе разработки методики расчета критериев, как минимум, часть этих вопросов будет снята. Однако надо понимать, что часть обозначенных проблем должна будет решаться именно на региональном, а не федеральном уровне. Т.е. их устранение не будет осуществляться системно. В свете этого представляется полезным организовать широкую экспертную дискуссию, которая могла бы стать источником новых идей относительно совершенствования критериев оценки глав регионов.