О кочевых и оседлых
Политконсультант, журналист, эксперт Центра ПРИСП Антон Крылов о необходимости обеспечивать нулевую толерантность к нарушениям закона со стороны цыган.
Столкновения в Чемодановке, где местное население сошлось с цыганами, не могли не произойти — и они случились…
Тут, делая реверс в историю, следует вспомнить слова многолетнего руководителя КГБ Юрия Андропова, произнесенные в 1983-м, когда он стал главой государства: «Если говорить откровенно, мы еще до сих пор не изучили в должной мере общество, в котором живем и трудимся». Это к тому, что даже в Советском Союзе, сумевшем очень далеко продвинуться в плане объединения великого множества наций, не все процессы удавалось контролировать и вовремя предотвращать.
Однако после распада СССР стало совсем не до сплочения. Страна и ее население решали вопросы выживания, и соответствующие проблемы разрослись. Межнациональные конфликты в 90-е и нулевые случались регулярно, но в последние годы, казалось, появились подвижки к лучшему. В крупных городах и вокруг них волнений не было уже давно. В июне в московском регионе произошло два убийства с этническим компонентом, но оперативная реакция правоохранительных органов не оставила причин для масштабного недовольства. Впрочем, несомненно, самый главный вопрос завис в раскаленном воздухе: а нужны ли нам в принципе иностранные трудовые мигранты, которые сбиваются в шайки и терроризируют местных жителей? Может, пора уже прислушаться к тем, кто говорит о необходимости более жесткого фильтра для желающих заработать в России?
Впрочем, в Чемодановке сцепились граждане РФ. Цыгане живут в нашей стране дольше, чем существуют Соединенные Штаты Америки, мигрантами их никак не назовешь. Столкновения между кочевыми и оседлыми местными происходят во всем мире, и опять-таки ничего нового и необычного тут вроде бы нет.
Так, да не так. По словам жителей Чемодановки, полиция проигнорировала 15 вызовов с просьбой разобраться. И только когда сельчане поняли, что помощи от государства не будет, вспыхнул бунт, в результате которого погиб человек.
Сейчас в связи с «делом Голунова» модно ругать правоохранительные органы за фальсификации, но бездействие их, похоже, ничуть не менее опасно. Ведь практически все связанные с цыганами конфликты коррелируют с попустительством стражей порядка и коррумпированностью чиновников средней руки. Вот самые громкие случаи.
2011 год, Свердловская область, поселок Сагра. Местные жители неоднократно обращались в полицию, обвиняя цыган в кражах и наркоторговле. Реакции не было. Итог — волнения, столкновения, убит человек.
2012 год, Самарская область, село Кротовка. Загорелся цыганский дом, приехали пожарные. У них возник конфликт с пострадавшими, переросший в массовую драку между погорельцами и русскими. Жертв, к счастью, не оказалось, происшествие квалифицировали как «хулиганство».
2013 год, Новгородская область, город Чудово. Здесь также регулярно жаловались на цыган-наркоторговцев. Реакции вновь не наблюдалось. После волнений многие цыганские семьи предпочли уехать.
2016 год, Тульская область, поселок Плеханово. Цыгане незаконно установили «врезку» в магистральный газопровод — произошла поломка. Сотрудники аварийной службы были атакованы правонарушителями, полицейские — тоже. Как выяснилось, чиновники и коммунальщики годами игнорировали самозахваты земель и самовольные подключения к газу и электричеству со стороны цыган.
Что ж, представители данного этноса всегда являлись одним из самых строптивых народов, населявших одну шестую часть суши. В СССР их настойчиво пытались интегрировать в социум. На помощь призвали даже большую культуру. В Москве открылся цыганский театр «Ромэн». В кинематографе появились положительные герои, представляющие древний кочевой народ: Яшка из «Неуловимых мстителей», Будулай из «Цыгана», Карма из «Карнавала» и т. п.
В 1956 году был издан указ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». Но цыгане и тогда умудрялись оставаться вне государства, причем достаточно структурированного и регламентированного, каким был СССР. Многие из них с легкостью игнорировали школы, службу в армии, официальное трудоустройство. Стоит ли сомневаться в том, что и сейчас единственная фактически признаваемая ими власть — это воля так называемых «баронов» и круговая родовая порука?
Пожалуй, нам остается честно признать, что у нас не было и нет работающей программы ни по интеграции цыган в общество, ни по борьбе с преступностью в их среде, ни по снижению конфликтов между оседлыми таборами и их соседями, среди которых могут быть и русские, и любые другие этносы, живущие в России.
Справедливости ради отметим, что подобных успешных программ пока не существует ни в одной стране, и в результате те же французы вынуждены решать «цыганский вопрос» с помощью депортации. За что правозащитники справедливо осуждают официальный Париж, но и предложить действенных альтернатив тоже не могут.
Значит ли это, что проблему следует пускать на самотек, как это было в Сагре, Чудово, Плеханово, Чемодановке? Категорически нет! Силой интегрировать цыган в общество нельзя. А вот обеспечить нулевую толерантность к нарушениям закона с их стороны — можно и нужно. Если бы во всех вышеперечисленных случаях полиция и местные власти реагировали сразу на первые же сигналы о торговле наркотиками и прочих преступлениях, не было бы ни столкновений, ни жертв.
Врачи говорят, что любую болезнь легче предотвратить, чем вылечить. Общественных недугов это касается даже в большей степени.
Ранее опубликовано на: http://portal-kultura.ru/articles/obozrevatel/262476-a-tsygan-idet-kuda-volya-vedet/?fbclid=IwAR0G8sKs5UgAdrwqwHu_v25VNDmNUV5jTAPVY0gXCag4LE-PcNR-chNITg8