Организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП
19.11.2019

Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени


Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления (Улан-Удэ) при участии федеральных экспертов провел “Стратегическую сессию” для руководителей подразделений и кафедр. Цель работы сессии заключалась в том, чтобы ее участники, разделенные на группы по несколько человек, подготовили и представили свое видение стратегии развития университета по ключевым направлениям, которая бы отвечала актуальным запросам современной инновационной экономики.

Эффективный диалог между системой образования и рынком труда должен строиться на новых принципах, считает организационный консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Осовский.

Задача проведения подобных “стратегических сессий” состоит в том, чтобы наши ВУЗы могли сами определять направление развитие образовательных технологий, отвечая на вызовы времени с точки зрения применения знаний своих выпускников в экономике страны.

На сегодняшний день не так много представителей бизнеса проявляют инициативу с тем, чтобы вступить в диалог с вузами. Справедливости ради отмечу, что и сами вузы тоже не очень активны в развитии партнерских связей с бизнесом. Основную часть вузов содержит государство, поэтому они не сильно заинтересованы в том, чтобы адаптировать свои программы к требованиям современного производства. Да, представители работодателей участвуют в проведении итоговой аттестации учащихся, но реального диалога с вузами о том, что нужно бизнесу, не происходит. В то же время сами работодатели (если говорить конкретно — руководители кадровых служб) не всегда могут четко сформулировать свои требования к компетенциям сотрудников. Дело в том, что зачастую они не очень хорошо знают процесс производства, задачи, которые стоят на предприятии. Поэтому “Стратегические сессии” направлены в том числе и на то, чтобы попытаться ликвидировать это взаимонепонимание между вузами и работодателями.

Сама идея о том, что бизнес может сформулировать свои требования и передать их в виде текста системе образования, в которой на основании этого текста будут разрабатываться программы и по ним будут готовить специалистов, обладающих компетенциями, необходимыми работодателям, как — мне представляется, может быть воплощена только в мире роботов, но не в мире людей. Поэтому эффективный диалог между системой образования и рынком труда должен строиться на иных принципах.

Вузы должны стать предельно открытыми для тех предприятий, которые хотят участвовать в подготовке студентов. Сейчас некоторые предприятия годами не могут открыть базовые кафедры в профильных вузах, создать свои образовательные программы. У вузов нет стимула развивать взаимодействие с бизнесом, пока им платят из бюджета безотносительно их реального вклада в качество жизни в регионе.

В моем представлении качество образования заключается в том, насколько благодаря образованию качественно изменяется среда. Вуз готовит сотрудников для региональных компаний, а также создателей новых компаний, поэтому по развитию региональной экономики вполне можно судить о качестве образования. Если у вуза нет связи с местными предприятиями, он не может обеспечивать по-настоящему качественную подготовку. В будущем это приведет к тому, что из таких вузов будет усиливаться отток студентов, вследствие чего они будут вынуждены закрываться. Люди, желающие получить качественное образование, будут искать вузы, зарекомендовавшие себя как надежные партнеры крупных коммерческих структур.

Одна из важных тем связана с новыми профессиями — сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Речь о профессиях, которые появились буквально год- два назад, по которым еще не учат, но которые уже востребованы на предприятиях. Вопрос в том, как вузы реагируют на это, создали ли уже соответствующие программы обучения, открываются ли новые кафедры и факультеты для подготовки по новым направлениям. Кстати, в этой ситуации вузы сейчас конкурируют уже не только друг с другом, но и с компаниями, которые читают интенсивные курсы по новым специальностям (например, по визуализации данных, по программированию в узком секторе и т.д.), то есть с сектором частного образования.

Есть надежда, что ситуация будет меняться и начнутся, по крайней мере, эксперименты с передачей школ, ссузов и вузов в частное управление, потому что существующий сейчас неповоротливый государственный механизм не успевает за изменениями в мире. Однако я не питаю иллюзий о том, что перемены будут быстрыми: вряд ли та система, о которой мы говорим сегодня, появится раньше, чем через 10 лет.

Samozanatye na gore

 
Партнеры
politgen-min-6 Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
banner-cik-min Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
banner-rfsv-min Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
expert-min-2 Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
partners 6
eac_NW-min Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
insomar-min-3 Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
indexlc-logo-min Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени
rapc-banner Осовский: ВУЗ должен уметь отвечать на вызовы времени