Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП
01.04.2020

Персонифицированная картина инфомира

 

Социолог-аналитик, эксперт Центра ПРИСП Дарья Шмидт анализирует глобальные тенденции и предполагает, каким станет мир после коронавируса.

Последствия пандемии могут затронуть практически все сферы жизни. Однако говорить о резкой перестройке общества было бы неправильно. Почва для изменений уже хорошо удобрена, и основную роль в её удобрении сыграли три глобальные тенденции. Во-первых, это атомизация общества, придание небывалой ранее важности вопросу удовлетворения личных потребностей (в том числе, посредством роста потребления) и даже отчасти романтизация одиночества (о чём я недавно писала).

Индивидуализация эта подпитывается бурным развитием интернет-технологий – сервисы становятся всё более интуитивными, персонифицированными, ориентированными на удовлетворение тех самых потребностей, которые западное общество неустанно генерирует под давлением ценности «быть самим собой».

Третья тенденция, в значительной степени оказывающая влияние на контуры будущего общества, – взрывной рост контента. Объём информации уже достиг таких значений, что человек не в состоянии ни найти все релевантные сведения по нужной теме, ни обработать их. В силу естественной ограниченности мозга каждый сознательно или неосознанно формирует собственный информационный мир с помощью пула приоритетных источников.

Картина мира человека сильно индивидуализируется и может в корне отличаться даже от картины мира близкого родственника или друга. Общая информационная ноша уже непосильна простому смертному, и один из индикаторов такого состояния – признание собственного познавательного бессилия, отказ от претензий на постижения некоего минимального набора сведений. Сейчас уже не стыдно не знать таких простых вещей как день рождения Пушкина/Ленина или теорему Пифагора, ведь перегрузка памяти легко доступными энциклопедическими знаниями больше не даёт конкурентных преимуществ.

В результате мы можем получить мир наподобие нейронной сети, где каждый человек связан с множеством других, причём преимущественно виртуальным способом. Как верно замечает коллега Антон Крылов, можно ожидать дальнейшего роста популярности электронных сервисов, которые проникают во все сферы нашей жизни. Уже сейчас можно удалённо работать, покупать товары, заказывать еду и заниматься спортом или хобби с командой единомышленников. Причём даже если человек избегает новостей в СМИ и социальных сетях, до него можно достучаться через мобильные приложения и мессенджеры, чем активно пользуются коммерческие структуры. Тематические статьи с обсуждениями можно найти в мобильных приложениях по ведению брокерского счёта и контролю за биологическими циклами, в маркетплейсах и городских картах.

Госструктуры стараются не отставать от коммерческого сектора: жители Москвы, например, недавно получили онлайн-доступ к своей медицинской карте. Функционал сервиса пока сильно ограничен, но лиха беда начало. Набирают популярность и проекты, которые ещё несколько десятилетий назад казались бы невероятными – онлайн-банк или страховая компания без розничных отделений, полностью сфокусированные на дистанционном обслуживании.

Коммерческие компании и государственные структуры не случайно стараются проникнуть в личное пространство индивида с помощью дружественных, помогающих онлайн сервисов. Тем самым, они пытаются войти в доверенную группу источников информации, формируя потребительские и политические предпочтения граждан. Что, впрочем, становится делать всё сложнее из-за лавинообразного роста объёма контента.

В новой реальности вертикальные информационные связи будут заменены сетевыми, без чёткого разделения на средства массовой информации и аудиторию. Теперь каждый может стать одновременно и инфлюенсером, и адресатом, и каналом распространения информации. Специалисты в сфере медиаменеджмента уже уловили изменение трендов в социальных сетях («Как «обнулились» блогеры-миллионники», Дарья Лаптева), говоря о перспективности продвижения через микро- и наноинфлюенсеров, активных пользователей с относительно малым количеством подписчиков.

Остаётся открытым вопрос, каким образом производителям, госструктурами и политикам эффективно работать с массивом таких инфлюенсеров. Потребуется не только совершенствование программного обеспечения, но и изменение психологии управления процессами. По-видимому, в скором времени стоит ожидать более активного развития коллаборации и скрытой рекламы в мобильных приложениях, социальных сетях и даже условно закрытых чатах, где общаются только родители одноклассников или жители новостройки.

cifry matrica

 
Партнеры
politgen-min-6 Персонифицированная картина инфомира
banner-cik-min Персонифицированная картина инфомира
banner-rfsv-min Персонифицированная картина инфомира
expert-min-2 Персонифицированная картина инфомира
partners 6
eac_NW-min Персонифицированная картина инфомира
insomar-min-3 Персонифицированная картина инфомира
indexlc-logo-min Персонифицированная картина инфомира
rapc-banner Персонифицированная картина инфомира