Стратегия и планы ОС по развитию Дальнего Востока и Арктики
24 июля прошло первое заседание Общественного совета при Министерстве Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики. Председателем Общественного совета избран Александр Точенов – ответственный секретарь Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, президент Центра ПРИСП.
В рамках выступления избранный председатель совета обрисовал свое видение планов дальнейшей работы.
Горизонты будущего
Общественный совет должен проводить мероприятия в соответствии с положением об Общественном совете как субъекте общественного контроля. И, естественно, мы это будем делать. Но есть и стратегические направления.
Стратегическая задача совета – это работа над реализацией национальной программы развития Дальнего Востока на период до 2025-го и в перспективе до 2035-го годов, завершение разработки которой определена указом президента от 26 июня и должна быть принята в трехмесячный срок. Нам необходимо подготовить свои замечания и рекомендации. Также одновременно будут разработаны и приняты стратегия развития арктической зоны России и соответствующая госпрограмма. Мы должны проанализировать проекты этих документов, разработать план работы по ним, а также оценить их согласованность, как, впрочем, и всей работы Минвостокразвития, с июльским указом президента о национальных целях развития России до 2030 г. Эти стратегические документы должны стать фундаментом нашей работы.
Еще одна задача, которую мы должны решить, заключается в разработке кодекса этики. В планы работы также нужно включить разработку рекомендаций по противодействию коррупции и возникновению конфликтов интересов в Минвостокразвития.
Общественный контроль – в основе всего
Особую значимость приобретают задачи, связанные с выполнением советом функции общественного контроля.
Общественный контроль через участие – самое важное из направлений нашей работы. Нам необходимо обеспечить общественный контроль за ходом реализации национальной программы развития Дальнего Востока. С этой целью необходимо активизировать работу общественных и торгово-промышленных палат на местах. Мы должны подключиться к мониторингу выполнения программ предоставления гражданам «дальневосточного гектара» и «дальневосточной ипотеки». Подготовка предложений по вопросам ускорения экономического развития арктической зоны и повышения качества жизни ее населения также потребует значительных усилий. Естественно, пристальное внимание нужно уделить разработке предложений по улучшению положения жителей Дальнего Востока в сфере здравоохранения, образования и социального обслуживания.
Что мы можем использовать в рамках совершенствования механизмов общественного контроля? Считаю, что Совет общественных палат ДФО должен возобновить работу. Следует привлекать к работе муниципальные общественные палаты и советы, использовать такой ресурс, как региональные гражданские форумы. По согласованию с Общественной палатой РФ, возможно продолжение обсуждения дальневосточной тематики на площадках форума «Сообщество».
Просвещение через участие
Важно широкое взаимодействие со структурами гражданского общества и информирование граждан о работе, проделанной властями в рамках амбициозных проектов развития Арктики и Дальнего Востока.
Результаты работы министерства будут проявляться в первую очередь через изменение качества жизни в регионах, а не количество созданных ТОРов (территорий опережающего развития) или привлеченных инвесторов.
Ключевая задача Минвостокразвития, на мой взгляд, заключается в том, чтобы дать гражданам возможность ощутить реальные перемены к лучшему в своей жизни. Есть серьезная проблема: люди почти не имеют информации о результатах работы властей. Это тоже наша задача – просвещать жителей через соучастие.
Немаловажная роль отводится региональной общественности в выстраивании механизмов обратной связи с органами федеральной власти. У нас 11 субъектов входят в Дальневосточный федеральный округ, 4 находятся в арктической зоне, еще в 5 регионах в нее включены отдельные муниципальные образования. Среди наших членов присутствуют всего 7 представителей ДФО и 2 – арктической зоны. Да, в Петербурге и Москве живут крупные специалисты, их участие необходимо, вопросов по этому поводу не возникает. Я сам считаю себя дальневосточником, прожив в регионе долгие годы, но все равно – я здесь, а не на берегах Амура или Тихого океана. Нам нужна обратная связь. Необходимо информировать граждан об итогах и планах реализации нацпрограммы, получать обратную связь, выявляя реакцию местного населения и вносить коррективы в работу. Мы можем сделать это путем создания системы экспертно-общественного обсуждения принятых и планируемых к принятию нормативных документов. Люди должны знать, что уже сделано, что и когда планируется реализовать.
Рука помощи для НКО
Отдельно выделю вопрос о необходимости оказания помощи региональным некоммерческим организациям. Нужно включить в планы и проработать вопрос об эффективной поддержке НКО на территории Дальневосточного федерального округа. Как отметил глава Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев, до начала эпидемии коронавируса работа НКО и волонтеров получала немало лестных отзывов. Однако после начала пандемии о них все забыли. А НКО – это «третий сектор» экономики. После того, как к решению вопроса подключились Общественная палата России и Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, правительство обратило на проблему внимание и начало оказывать помощь некоммерческим организациям.