Утрата доверия президента: юридический случай
Известный российский юрист Елена Лукьянова высказала сомнение в юридической обоснованности отстранения от должности президентом страны как главы Хабаровского края Сергея Фургала, так и ряда других бывших глав российских субъектов. По мнению Лукьяновой, «хабаровский юрист Алексей Жданов, обратившийся в Верховный суд с административным иском об оспаривании Указа Президента о досрочном прекращении полномочий губернатора Сергея Фургала по основанию утраты доверия, был прав». Однако ряд экспертов выражают свое несогласие с такой позицией, доказывая ее юридическую несостоятельность.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления Российской ассоциации политической науки, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов рекомендует известному юристу «более основательно» разобраться с вопросом отставки некоторых российских губернаторов.
Известный российский юрист профессор Елена Лукьянова признает, что никогда не занималась региональной властью: «Я никогда специально не занималась региональной властью, но это не помешало мне быстро составить алгоритм проверки и собрать материал».
Возможно, Елену Анатольевну все-таки подвело незнание данного вопроса, и разбираться, и составлять алгоритм проверки нужно было не так быстро. Речь идет о досрочном прекращении полномочий губернатора Сергея Фургала. Елена Лукьянова считает, что президент прекратил полномочия Фургала незаконно. В чем же состоит аргументация известного юриста?
Как известно, Фургал уволен «в связи с утратой доверия». Цитирую Елену Лукьянову:
«Что же это за перечень? В него входят четыре основания:
1) ненадлежащее исполнение своих обязанностей;
2) выявление в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации фактов коррупции или неурегулирование конфликта интересов как правонарушений;
3) установление в отношении высшего должностного лица субъекта федерации фактов открытия или наличия счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, за пределами России;
4) владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами в период, когда такое лицо являлось зарегистрированным кандидатом на данную должность.
То есть, как уже говорилось, перечень закрытый и никакие другие основания не могут быть причиной недоверия Президента к губернатору. В том числе возбуждение уголовного дела или следственные действия».
Где ошибка Елены Анатольевны, случайная или намеренная?
Она считает, что президент отправил губернатора Хабаровского края в отставку в связи с возбуждением уголовного дела, а, так как этого пункта нет в перечне оснований для утраты доверия, – это увольнение незаконно.
Такого основания действительно нет. Но Фургал уволен не на основании этой несуществующей формулировки. Эту формулировку Елена Анатольевна придумала самостоятельно, без участия президента Путина. Утрата доверия произошла на основании пункта 1) ненадлежащее исполнение своих обязанностей. Эта формулировка не имеет никаких юридических ограничений и дополнительных оснований.
Напоминаю, что до этого «в связи с утратой доверия» были отправлены в отставку:
1) глава Корякского автономного округа Логинов (2005),
2) глава Ненецкого автономного округа Баринов (2006),
3) губернатор Амурской области Коротков (2007),
4) мэр Москвы Лужков (2010),
5) губернатор Брянской области Денин (2014),
6) губернатор Новосибирской области Юрченко (2014),
7) губернатор Сахалинской области Хорошавин (2015),
8) глава Коми Кайзер (2015),
9) глава Кировской области Белых (2016),
10) глава Удмуртии Соловьев (2017),
11) глава Чувашии Игнатьев (2020).
Некоторые из указанных глав регионов были арестованы и в последующем осуждены. Некоторые – нет. Но в каждом из этих случаев утраты доверия основанием был один из четырех указанных в 184-ФЗ пунктов, а отнюдь не придуманный сейчас Еленой Лукьяновой пункт «возбуждение уголовного дела». Так, в отношении уважаемого и популярного среди москвичей политика Юрия Михайловича Лужкова никакого уголовного преследования не было вообще. Тем не менее, он был отправлен в отставку в связи с утратой доверия.
Возможно, Елене Анатольевне нужно все-таки разобраться с данным вопросом не «быстро», а более основательно. Или не комментировать нормы закона и существующую на основании этой нормы юридическую практику.