Коми-округ: страсти по укрупнению
По сообщениям СМИ, в Пермском крае готовятся объединить все территории Коми-Пермяцкого округа в единый муниципалитет. При этом не исключается, что это только один из возможных вариантов реформы. На данный момент в крае уже преобразовали 17 муниципальных районов в муниципальные округа. Объединение шести муниципальных округов и Кудымкара в единый Коми-округ может стать самым крупным преобразованием территорий в Прикамье.
В ситуации вокруг Коми-округа проблемы государственного устройства отражаются как в зеркале, считает бизнес-консультант, эксперт Центра ПРИСП Максим Шанин.
Новости из Коми-Пермяцкого автономного округа, который теперь всё чаще называют просто Коми-округ, приходят довольно редко. Не очень, наверное, много событий происходит на этой большой, но слабо заселённой и мало освоенной территории. Но в последний примерно год в новостях из Пермского края Коми-округ фигурирует довольно регулярно, и внимательный читатель может вспомнить в этой связи не только достаточно известный Кудымкар, но и совсем тихие заводи вроде Юсьвы или Юрлы. Дело в том, что округ может стать местом проведения невиданной доселе реформы муниципального управления. Если все территориальные единицы бывшего субъекта федерации, как говорят, будут объединены в один муниципалитет, название «Коми-округ» сможет обрести буквальный смысл. Такое выглядит масштабно даже для Пермского края, власти которого, впрочем, пока не подтверждают эту информацию официально. Регион, уже даривший нам и суровых вице-премьеров, и перспективных министров, и замки во Франции, и себя не помнящих оппозиционеров, склонен, видимо, к смелым экспериментам. Когда-то там на протяжении долгого времени поддерживали самые радикальные культурные инициативы, а с некоторых пор со всей страстью впряглись в реформу муниципального управления. За прошлый год, например, из всех образованных в РФ муниципальных округов около половины возникло в одном Пермском крае. Теперь, правда, говорят, что новый врио губернатора тщетно пытается разобраться с тем, что соорудил его предшественник, но какой размах!
Что же касается Коми-округа, то, похоже, краевые власти думают, что делать с этим чемоданом без ручки с самого момента воссоединения. И пытаются использовать малейшие возможности, дабы управление отдалённым округом хоть немного оптимизировать. Слово плохое, из арсенала эффективных менеджеров, но задача так и воспринимается. Ведь одно дело – благие намерения и красивые слова при повторном объединении, а другое – суровая реальность. Теперь решают, не сыграть ли попроще и понадёжней. Объединить всё, то есть, дабы управлять оказалось сподручнее и экономнее. Метод централизации всего и вся нынче часто и в разных сферах применяется, эффективность его, по правде говоря, не доказана. Но в любом случае региональные власти имеют право пробовать разные способы облегчить себе жизнь. Тем более что действующее законодательство не оставляет уж очень много возможностей для манёвра.
Однако вокруг этих административных конвульсий в Коми-округе всякий раз разворачивается нешуточная по здешним меркам дискуссия. И вскоре после воссоединения, и на этапе образования городского округа в Кудымкаре. Видимо, будет и теперь. Не то чтобы люди протестуют, но, скажем так, сомневаются. Присмотримся к их доводам повнимательнее.
Говорят, вот, что, хоть Коми-округ и наглухо дотационный, но с укрупнением надо аккуратнее. А то можно потревожить национальное согласие и вступить в конфликт с местными элитами. Один из представителей этих элит год назад, когда нынешняя реформа начала маячить на горизонте, заявил, что укрупнение было бы, может, и оправдано, если бы к каждому рублю экономии добавился бы рубль из краевого бюджета. Напомню, что оптимизация местного госаппарата и более или менее существенная экономия на этой статье расходов постоянно приводится сторонниками всяческих объединений и присоединений в качестве чуть ли не главного аргумента в свою пользу.
Но вслушаемся ещё раз в заявление элитария из Коми-округа. Человек предлагает не положить сначала свой рубль и против выполнения такого условия требовать сверху сколько-то дополнительного финансирования. Нет! Предлагается с порога просто вдвое увеличить финансирование в качестве оправдания укрупнения, на котором вообще-то предполагалось сэкономить. А не то, видимо, порушится национальное согласие между общностями, различимыми только в сильный микроскоп, основательно обрусевшими и не имеющими никаких видимых противоречий именно на национальной почве.
Ещё очень сокрушаются о судьбах национальной культуры. Бесценное наследие уже оказалось под угрозой вследствие воссоединения с Пермью, ожидания от которого не оправдались, что вызвало даже демонстрации. Теперь и подавно пропадёт. Не желаю ни в коем случае никакого вреда уникальным культурам малых народов, но вот что хотелось бы заметить. Мне вообще-то всегда казалось, что, во-первых, культурная автономия совсем не обязательно подразумевает политическую. Но это так, общее замечание к советскому государственному устройству. В культурной политике, далее, государство имеет безусловное право следовать своим приоритетам, в число которых может и не входить сохранение всех культур без разбора. Граждане должны лишь требовать от государства, чтобы эти приоритеты были объявлены во всеуслышание и известны всем интересующимся. Что касается малых национальных культур, то здесь, прежде всего, не следует чинить препятствий, если их сохранением занимается сама национальная община. Можно и помогать: льготами благотворителям или напрямую, но это уж как пойдёт, поскольку представляет собой право, а не обязанность.
Собственно, на культуре и национальном согласии аргументы со стороны представителей Коми-округа заканчиваются. Примерно такие же соображения выдвигались и при образовании этого шедевра советского административного волюнтаризма, который уже с 50-х годов прошлого века стал устойчиво демонстрировать свою нежизнеспособность.
Что же получается?! «Элита» из местных чиновников, частично могущих остаться без работы, шантажирует, прямо говоря, краевые власти несуществующими национальными и культурными проблемами, не прилагая ни малейших усилий к их разрешению. Только отточив мастерство получения дотаций. А власти более высокого уровня усиленно делают вид, что напротив них люди, с которыми следует о чём-то договариваться. С другой стороны, и диапазон возможного разговора широчайший. Хоть учреди округ, хоть ликвидируй, хоть присоедини, хоть отсоедини и снова приклей потом куда-нибудь. Чиновникам же всё равно, тем более в отсутствие настоящих хозяев, заинтересованных в развитии территории. Но ведь это образование, пусть и короткий срок, было даже субъектом федерации! И сколько у нас таких ещё осталось. Чем оправдано их существование? Возможностью получать дотации и говорить о многонациональном характере государства?
В логике этого Зазеркалья строится значительная часть взаимоотношений между различными уровнями власти. Участвуют территории с произвольно начерченными границами и чиновники, изображающие из себя правителей. Совсем недавно этот трюк был продемонстрирован в НАО. Округ нынче нечета Коми-Пермяцкому, вот и обнаружились там «элиты». Хорошо хоть, до культурного наследия не дошло, это, видимо, в представлении эффективных менеджеров аргументы бедняков.
Кстати, Коми-округ изначально вовсе не такое захолустье, каким он стал в результате успешного решения национального вопроса. Мало в каком тридцатитысячном городе найдётся собор, хотя бы предположительно приписываемый первоклассному архитектору. А в Кудымкаре есть. И контора Строгановых тоже. Интересно, как бы строилось общение Строгановых и советских чиновников? Правильно, никак. Они, кстати, вполне могли бы за свой счёт развить всю уникальную местную культуру, не надо было бы теперь кричать об её утрате. Легче, в общем, оказалось поступить попроще: извести хозяев под корень, да по максимуму уничтожить всё, что напоминало о старой России, не в последнюю очередь в административном делении.
Все мы продолжаем существовать в этой искажённой реальности, причём большинство не отдаёт себе отчёта в том, что находится на самом деле в каморке папы Карло с нарисованными декорациями. Без малого три десятка лет тому назад рухнула конструкция под названием СССР. Бывшие республики, ставшие вдруг государствами, были в своё время организованы в той же логике, что и Коми-округ. Многие из них увели с собой русские земли, о чём недавно напомнил президент нашей страны. И ни одно из этих образований не обрело счастья, не пришло к самостоятельному процветанию.
Ровно такая же ситуация внутри РФ, где никому не хорошо, а региональная политика строится на основе нерушимости советских произвольных границ и по принципу «процветать не будешь, а помереть не дадим». Поэтому стоит приветствовать любые, даже самые робкие и противоречивые попытки пересмотра этих давно устаревших конструкций, многие из которых были изначально нежизнеспособны. В ситуации вокруг Коми-округа проблемы государственного устройства отражаются как в зеркале. И речь ведь идёт о территории пока что мирной и бесконфликтной. Все мы знаем, что есть и другие. А вот рецептов хороших нет. Нечего предложить, кроме денег, которых к тому же всё меньше. И упорное следование старым мифам не лучший способ обеспечить хотя бы сохранение имеющегося. Не говоря уже о развитии.