НКР: чтобы воздержаться от ответных ударов нужно мужество
Официальный представитель МИД России Мария Захарова заявила, что Россия обеспокоена гибелью мирных жителей, случившейся в результате ракетного обстрела Барды вооруженными силами Армении. Она отметила, что гуманитарное перемирие, которое было достигнуто в Москве 10 октября, а затем в Вашингтоне 23 октября, не соблюдается. «К сожалению, очередная попытка мирового сообщества прекратить боевые действия в указанные сроки не увенчалась успехом. Для обсуждения дальнейших шагов достигнута договоренность об очередной встрече в Женеве 30 октября министров иностранных дел Азербайджана и Армении с сопредседателями Минской группы ОБСЕ», - сообщила Захарова.
Политтехнолог, эксперт АПЭК, эксперт Центра ПРИСП Алексей Громский считает, что Баку следует требовать суда над Ереваном.
Обстрел города Барда производит впечатление провокации, подобно той, с которой начались мировые войны. Причем, эта провокация направлена не только в сторону Азербайджана, но и в адрес ОДКБ. Армения не хочет официально, с соблюдением всех процедур обращаться за помощью, а, вероятно, желает спровоцировать атаку по своей территории. Причем не по военным объектам, а по населенным пунктам. Ведь, если ответный удар будет нанесен, Договор о коллективной безопасности вступит в действие, можно сказать, автоматически. Потому официальному Баку необходимо продемонстрировать мужество, воздержавшись от подобного ответа.
Известно, что в Барде сейчас размещаются беженцы из зоны соприкосновения, репортажи о центрах их временного проживания не раз за последнее время делали мировые СМИ. Так что нанесение ракетных ударов по этому азербайджанскому городу создает для Армении имидж агрессора в глазах мирового сообщества. Потому официальный Ереван и поспешил опровергнуть сам факт обстрела, хотя в его зоне и находились независимые наблюдатели, журналисты, которые могут подтвердить достоверность поступающей информации.
Реакция президента Азербайджана Алиева на происходящее понятна, но здесь стоит оговориться: с точки зрения международного права, основы которого заложены по итогам Второй Мировой Войны, назвать кого-то «военным преступником» может только трибунал. И такое обращение, демонстрация желания перевести происходящее в цивилизованное русло международного права могло бы стать адекватным ответом на обстрелы. В пользу того, что подобный процесс мог бы состояться, говорят и заявления дипломатов, в частности посла Казахстана в Азербайджане Сержана Абдыкаримова. А уже упомянутые иностранные журналисты вполне могли бы стать свидетелями на этом процессе.
Что касается участия в разрешения конфликта России и лично президента Владимира Путина, то все усилия российской дипломатии сегодня направлены на то, чтобы вновь усадить конфликтующие стороны за стол переговоров, вернуть их в «минский формат». Это собственно и было заявлено очередной раз на недавнем заседании Клуба «Валдай». Владимир Путин, напомню, назвал и Ереван, и Баку значимыми партнерами Москвы, признавшись, что лично ведет телефонные переговоры с главами обоих конфликтующих государств «по нескольку раз в день». Это действительно значимые усилия и, думаю, всем тем, кто признает «огромный личный авторитет» Владимира Путина в мире стоит, как минимум, уважать эти усилия.