Всебелорусское собрание: гипотезы против
Президент Беларуси Александр Лукашенко в понедельник подписал указ о созыве 11–12 февраля в Минске VI Всебелорусского народного собрания (ВНС). На его рассмотрение будут вынесены "основные положения программы социально-экономического развития Беларуси на 2021–2025 годы и направления гражданско-политического развития страны".
В мероприятии примут участие около 2700 человек. От каждой области выдвигается по 350 граждан, от Минска — 400. «Это должны быть люди, представляющие все слои и группы населения, весь белорусский народ. Так у нас было всегда, начиная с 1996 года, когда мы провели первый всебелорусский съезд», — заявил Лукашенко.
Реакция общества на Всебелорусское народное собрание будет зависеть от того, действительно ли на нем примут важные решения, констатирует политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер.
Критиков идеи созыва Всебелорусского народного собрания условно можно разделить на две категории. Первые, оппозиционеры, в том числе сторонники и соратники Светланы Тихановской, указывают на то, что стать делегатом Всебелорусского народного собрания может далеко не каждый — в мероприятии примут участие только сторонники Александра Лукашенко. По их мнению, созыв ВНС ни к чему не приведет, а весной Белоруссию ожидает новая волна протестов после зимнего относительного затишья.
В рамках данного сценария прогнозируется ужесточение противостояния оппозиционеров с силовиками, а также усиление санкционного режима со стороны Запада. И если по вопросу возможного весеннего обострения на улицах Минска трудно делать какие-то прогнозы, то с западными санкциями все более-менее ясно. Евросоюз ввел кое-какие санкции в отношении Беларуси, но эти рестрикции носят личностно ориентированный персонифицированный характер. Например, под санкции попал Юрий Караев, занимавший пост главы МВД в августе-сентябре, а ныне — ответственный за Гродненскую область. Санкции при этом не введены в отношении самого Александра Лукашенко, — хоть ему и запретили посещать Олимпиады, — поскольку официально ЕС намерен "продолжать диалог" с Минском. Поэтому заявления Светланы Тихановской о возможном отключении Белоруссии от системы SWIFT и т.д., скорее, так и останутся заявлениями.
Ко второй группе критиков идеи созыва ВНС можно отнести тех, кто полагает, что батька может использовать этот орган, чтобы саботировать обещанную конституционную реформу. Согласно этому сценарию, Александр Лукашенко рассчитывает в ходе форума поменять конституцию, и сделать это без выборов и без референдума, поскольку и то, и другое в текущей ситуации для него неприемлемо. Таким образом, полагают критики Лукашенко, изменения в конституцию будут носить косметический характер, а сама идея собрания — политическая уловка со стороны президента. В рамках данного представления предстоящий съезд ВНС сравнивается с предыдущими, когда речь шла о хозяйственных вопросах и планах на следующую пятилетку.
Однако, скорее всего, в ситуации, когда конституционная реформа в Белоруссии стала предметом обсуждения как на сочинской встрече Александра Лукашенко с Владимиром Путиным, так и в ходе визита Сергея Лаврова в Минск, а также учитывая колоссальное напряжение внутри белорусского общества, — на этот раз ВНС займется принятием решением по ряду общественно-политических вопросов, среди которых будет и конституционная реформа.
Еще одна из главных вероятных функций предстоящего ВНС — легитимация курса Александра Лукашенко, демонстрация поддержки со стороны народа. Здесь можно вспомнить посещение Лукашенко женского форума "За Беларусь" в сентябре на "Минск-Арене" в ответ на женские марши оппозиции.
Весьма вероятно, что ВНС передадут некоторые полномочия президента, что будет прописано в конституции, а само собрание станет конституционным органом. В пользу этого говорят подготовительный процесс к ВНС и аккумулирование предложений по поправкам в Конституцию.
Вероятность такого сценария подтверждается постами в социальных сетях провластных экспертов, которые прогнозируют увеличение роли собрания и закрепление его статуса в Конституции. То есть ВНС может стать представительным органом: делегаты принимают решения по социально-экономическим и общественно-политическим вопросам, после чего парламент занимается проработкой законодательства, а исполнительная власть и президент исполнением решений ВНС. Данная модель может предполагать в том числе создание президиума ВНС, который довлеет как над парламентом, так и над исполнительной властью.
Оппозиционные лидеры, находящиеся в Литве и Польше, уже заявившие о непринятии самой идеи созыва ВНС, из политического процесса выпадают. При этом санкции не представляют реальной угрозы для белорусских властей, а призывы оппозиции ко всевозможным забастовкам тоже не имеют успеха. Участники воскресных маршей подустали, гуляют без огонька. Какая-то работа над ошибками со стороны властей уже началась — Александр Лукашенко, например, теперь регулярно посещает ковидные больницы, в то время как еще весной, до выборов, он призывал лечится водкой и сауной.
В текущих условиях реакция общества на предстоящее мероприятие во многом будет зависеть от того, действительно ли на нем примут важные решения.