Повышение пенсионного возраста – не произвол, а необходимость
14 июня Правительство РФ планирует рассмотреть концепцию пенсионной реформы, в том числе, варианты повышения пенсионного возраста.
Эта тема активно обсуждается и в правительстве, и в обществе уже несколько лет, как минимум, с 2015 года. Однако решение постоянно откладывалось по политическим причинам – сначала в связи с выборами в Госдуму в 2016 году, затем – в связи с президентскими выборами в марте этого года. И уже в мае, выступая перед депутатами Госдумы, премьер-министр заявил, что в ближайшее время будет подготовлен законопроект, предусматривающий повышение пенсионного возраста. После того, как на прямой линии 7 июня президент прямо не выступил против этой инициативы («отношусь в высшей степени осторожно и аккуратно»), стало ясно, что решение принято, вопрос только в деталях.
Власть прекрасно понимает, что повышение пенсионного возраста несет для нее огромные репутационные издержки, причем не только для Правительства и Госдумы, но и для Президента. Эта инициатива уже вызвала серьезный общественный резонанс. Но дело здесь не в «жадности» чиновников, проблема гораздо глубже и системнее, чем может показаться на первый взгляд.
Текущий возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 для женщин) был установлен в 1932 году на основании данных средней продолжительности жизни по состоянию на 1927 год. В то время продолжительность жизни мужчин в стране составляла в среднем около 40 лет, а женщин – 45. В настоящее время по данным Минздрава на начало этого года мужчины в стране живут в среднем 67 лет, женщины – 77 лет. То есть за эти годы рост средней продолжительности жизни составил 70%, а возраст выхода на пенсию не изменился.
Это привело к такому социально-опасному явлению как старение населения. Как следствие, значительно уменьшилось соотношение численности работающего, экономического активного населения к пенсионерам. Так, по данным Минфина, сегодня в России на 120 работающих человек приходится 100 пенсионеров, в то время как в большинстве стран на 100 пенсионеров приходится 150-160 работающих.
Такая ситуация ведет к серьезным финансовым проблемам для федерального бюджета. Уже сейчас в Пенсионный фонд РФ поступает ежегодно около 4,1 млрд. рублей, а пенсионерам выплачивается 6,4 млрд. Таким образом, отрицательное сальдо превышает 50% от ежегодных поступлений в Пенсионный фонд, и это очень тревожная динамика.
На самом деле, альтернативы повышению пенсионного возраста всего две: отменить индексацию пенсий либо повысить (существенно, почти в два раза) отчисления работодателей в Пенсионный фонд. В первом случае через несколько лет пенсию «съест» инфляция, даже если она будет низкая. Реализация второго варианта очень сильно ударит по бизнесу, что в конечном итоге прямо отразится и на работающих (например, работодатели вместо «белой» станут платить «серую» зарплату или уменьшат работникам премии).
Кроме того, такой же низкий пенсионный возраст, как сейчас в России, остается только в некоторых странах бывшего СССР: Украине, Белоруссии и Узбекистане. В других бывших союзных странах он выше, порой существенно (например, Казахстан, Киргизия, Таджикистан – 63/58, Армения – 63). В Европе в некоторых странных пенсионный возраст достигает 67 (Норвегия, Германия) и даже 69 лет (Дания).
К сожалению, эта мера назрела давно, и оттягивать ее больше нельзя. В противном случае у нас может возникнуть такая же ситуация, как в Китае, который перешел в активную фазу старения, несмотря на огромные усилия по регулированию уровня рождаемости в государстве. В результате в этой стране пенсионное обеспечение совершенно не соответствует уровню ее экономической мощи. Пенсионный возраст в Китае такой же, как и в России, но на государственную пенсию могут рассчитывать только те, кто находился на государственной службе и лица, работающие в промышленности. Сельское население (а это более 500 млн. человек) пенсию не получает вообще.
По информации СМИ, правительство внесет в Госдуму «жесткий» вариант законопроекта, подготовленный Минфином: 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Однако законопроект наверняка станет частью политической игры и предметом политического торга. Например, под влиянием «оппозиции» в лице КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» пенсионный возраст для женщин могут «снизить» с 63 до 60 лет. Также депутаты могут ввести некий «шаг отсечения», и под повышение пенсионного возраста не попадут люди, которым осталось, например, пять лет до пенсии. Могут уменьшить и шаг повышения пенсионного возраста. Если сейчас предполагается его увеличение на год каждые полгода, то в окончательном виде, может быть, шаг уменьшат до трех месяцев. Еще один вариант для смягчения народного гнева: в течение какого-то периода может быть предоставлена возможность выхода на пенсию «как раньше», в 60 или 55 лет, но при этом размер пенсии будет снижен пропорционально «недоработанным» годам.
Так что вариантов много, и все они будут рассматриваться, в первую очередь, с точки зрения амортизации общественного резонанса от принятия закона. Конечно, это прекрасный шанс для парламентской оппозиции громко «заявить о себе». Так, все три партии заявили о том, что будут голосовать против принятия законопроекта, а больше всех шуму подняла КПРФ. Депутаты-коммунисты внесли в Госдуму законопроект, который предполагает мораторий на повышение пенсионного возраста до 2030 года, а лидер фракции Зюганов даже предложил провести общенациональный референдум о повышении пенсионного возраста. Очевидно, что парламентская оппозиция, находясь в абсолютном меньшинстве, использует «пенсионный вопрос» для извлечения политических дивидендов.
Таким образом, закон о повышении пенсионного возраста в том или ином виде будет принят. Несмотря на все минусы этого решения, оно назрело давно. Для государства это единственная возможность продолжать выполнять свои пенсионные обязательства. И если не повысить пенсионный возраст сейчас, то в дальнейшем может рухнуть вся пенсионная система в целом.