Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП
27.03.2021

Послы с особыми поручениями

 

19 марта стало известно о том, что президент России Владимир Путин принял решение сменить посла России в Беларуси Дмитрия Мезенцева, занимавшего эту должность с апреля 2019 года. В этот же день президент Беларуси Александр Лукашенко назначил Дмитрия Мезенцева государственным секретарем Союзного государства вместо Григория Рапоты.

25 марта Владимир Путин назначил Евгения Лукьянова на должность чрезвычайного и полномочного посла РФ в Беларуси, отдельным указом освободив его от поста руководителя российской дипмиссии в Латвии.

Лукьянов стал девятым по счету российским послом в Минске начиная с 1991 года. До него эту должность занимали: Игорь Сапрыкин, Валерий Лощинин, Вячеслав Долгов, Александр Блохин, Дмитрий Аяцков, Александр Суриков, Михаил Бабич и Дмитрий Мезенцев.

Политолог, публицист, эксперт Центра ПРИСП Марк Зенгер решил напомнить, как Россия подходит к выбору ключевых дипломатических фигур — послов в стране, которая является ближайшим союзником. 

1990-е: эра карьерных дипломатов

В 90-е годы и начале 2000-х послами в Минске, согласно российской дипломатической традиции, становились карьерные дипломаты, имевшие за плечами работу в дипмиссиях в других странах: Игорь Сапрыкин, Валерий Лощинин, Вячеслав Долгов и Александр Блохин.

Первым послом России в независимой Беларуси был Игорь Сапрыкин, руководивший также делегацией РФ на переговорах с Беларусью после распада Советского Союза. Сапрыкин работал на различных дипломатических должностях с 1961 года. В его послужном списке значится работа в Австралии, Бангладеш, Великобритании, Центральноафриканской Республике. Он был послом в Минске с 7 августа 1992 года по 25 ноября 1996-го. После отставки работал послом в Албании, директором департамента лингвистического обеспечения МИДа, послом по особым поручениям внешнеполитического ведомства.

Сапрыкина в Минске сменил Валерий Лощинин. После окончания Белорусского государственного университета свою дипломатическую карьеру он начинал в МИД Белорусской ССР в середине 1960-х. Посольство России в Беларуси возглавлял с 25 ноября 1996 года по 24 февраля 1999 года. После отставки работал постпредом России при международных организациях в Вене, заместителем министра иностранных дел РФ, постпредом при ООН в Женеве.

Третьим послом России в Беларуси стал Вячеслав Долгов. Эту должность он занимал с 24 февраля 1999 года по 17 июня 2002. До этого Долгов занимал различные должности в посольствах Великобритании, Канады, был послом СССР в Австралии. В 1994–1997 годах — послом России в Казахстане. После Беларуси работал послом в Словении, затем преподавал на кафедре дипломатии МГИМО.

Александр Блохин возглавлял дипмиссию России в Беларуси с 26 июля 2002 года по 14 июля 2005 года. До назначения в Минск работал послом в Азербайджане и министром по делам национальностей России. После Беларуси возглавлял дипмиссии в Австралии и Туркменистане. Блохин запомнился в Минске своей активной работой: основанием в Минске «Клуба деловых людей», куда приглашались главы представительств российских компаний в Беларуси, поездками по регионам, встречами с представителями местной номенклатуры.

Блохин регулярно отчитывался перед российскими инвесторами, посещавшими «Клуб деловых людей», о проделанной посольством работе по защите интересов российского бизнеса. При Блохине в посольстве РФ считалось, что защита интересов крупного российского капитала в Белоруссии способствует экспансии российских компаний в мире и в странах СНГ, в частности.

Бывшие губернаторы, работавшие с Александром Лукашенко

14 июля 2005 года Владимир Путин назначил новым послом России в Республику Беларусь экс-губернатора Саратовской области Дмитрия Аяцкова. Аяцков сложил с себя губернаторские полномочия 1 апреля. Само назначение экс-губернатора послом вызвало немало разговоров в российском политическом и экспертном сообществе. Когда вопрос окончательного оформления Союзного государства стал в повестке дня одним из наиболее приоритетных, на пост посла в Минск был назначен не карьерный дипломат, а крупный региональный политический деятель.

Путь в Минск Дмитрию Аяцкову, который успел как губернатор Саратовской области установить теплые личные отношения с Александром Лукашенко, был открыт, однако срок его пребывания на посту посла России в Беларуси оказался самым коротким в истории двусторонних отношений Москвы и Минска. 14 июля 2005 года он получил назначение, а 19 июля дал пресс-конференцию, на которой нелестно высказался в адрес президента Александра Лукашенко. Обращаясь к белорусскому президенту, он заявил, что тому следует «перестать дуть щеки», и не думать о том, что «Россия — это Россия, а Белоруссия — Белоруссия». В результате разразился скандал. В ходе встречи Владимира Путина с Александром Лукашенко на саммите СНГ в Казани лидеры двух государств договорились, что Дмитрий Аяцков не будет представлять российские интересы в Минске.

«Суриковский стиль»

Во второй половине 2005 — начале 2006 годов необходимость скорейшего назначения посла в Минск в числе прочих факторов была обусловлена интеграционными процессами и активизацией работы над Конституционным актом Союзного государства. Как и в случае с Аяцковым, в Кремле приняли решение направить в Минск регионального руководителя, имеющего опыт работы с Белоруссией и Александром Лукашенко. Лучше всего на эту роль тогда подходил бывший алтайский губернатор Александр Суриков. В августе 1998 года он возглавлял российско-белорусскую делегацию, отправившуюся с визитом в Аргентину, а спустя всего полгода в Минске было открыто представительство Алтайского края. В качестве губернатора Александр Суриков неоднократно посещал Минск и встречался с Александром Лукашенко, в результате чего товарооборот между Беларусью и Алтайским краем вырос в несколько раз. Комментируя переизбрание Лукашенко на новый президентский срок в 2001 году, алтайский губернатор тогда заявил: «Республика и ее президент находятся на правильном пути».

Александр Суриков проработал на должности посла России в Беларуси дольше всех — с 6 февраля 2006 года по 24 августа 2018 года; рекордные 12 лет. При этом, например, в ходе так называемых «продуктовых войн» Суриков нередко защищал белорусских производителей. «В Беларуси российскому дипломату работать нелегко, ему сложнее, чем в других странах. Там работа дипломата в основном состоит из протокольной части. А Беларусь – наш ближайший союзник, мы единое целое», – отмечал экс-посол в одном из интервью.

Спецпредставитель президента России

С 24 августа 2018 года послом России в Беларуси и спецпредставителем президента России по развитию торгово-экономического сотрудничества с РБ был назначен Михаил Бабич. Двумя годами ранее Украина отказала ему в агремане. Для Бабича это было первое дипломатическое назначение в карьере. Ранее он служил в войсках ВДВ, воевал в горячих точках. В начале 2000-х работал премьером Чечни. Потом был помощником министра экономики России, избирался депутатом Госдумы.

Бабич был чиновником иного плана, чем его предшественник Александр Суриков, которого обвиняли в торможении белорусско-российской интеграции. Бабич был направлен в Минск скорее в качестве доверенного лица высшего руководства России, которому было поручено прояснить интеграционную и экономическую составляющие отношений между Россией и Беларусью. Вместо рассуждений о «братских народах» Бабич предпочел обсуждение конкретных решений по интеграции внутри Союзного государства. Также новый посол предпочел опираться на цифры и учитывать интересы друг друга. Прежний посол - Александр Суриков - в экономические отношения Москвы и Минска не вмешивался. Такой контрастирующий с «суриковским» подход не понравился Минску.

В должности посла в Беларуси Михаил Бабич пробыл до 30 апреля 2019 года и был освобожден от должности по просьбе белорусской стороны. Как и Александр Блохин, Бабич запомнился активной работой в РБ: он посещал регионы, проводил встречи, в том числе с оппозицией, был активен в СМИ. Ставку Михаил Бабич сделал на честный прагматизм в отношениях между государствами. Вероятно, на дипломатический стиль Бабича повлияло его прошлое в ВДВ и КГБ, а также 7-летний стаж работы в Приволжском федеральном округе.

Весной 2019 года отношения двух стран и так были накалены из-за споров о нефти, газе и реэкспорте продуктов. В апреле 2019 года в трубопроводе «Дружба» оказалась грязная нефть, из-за чего Беларусь временно остановила прием нефти из России (до этого были приостановлены поставки в Европу и на Украину). Кроме того, в апреле Россия запретила ввоз из Беларуси яблок и груш, заявив, что под видом белорусской продукции могут поставляться товары из стран, в отношении которых введены продовольственные санкции. При этом в начале апреля 2019 года Владимир Путин одобрил выдачу кредита Белоруссии на сумму до 600 млн долларов.

Отправка Бабича в Минск многими рассматривалась как желание Кремля усилить давление на Александра Лукашенко. Бабич известен как жесткий администратор, а предыдущий посол, Александр Суриков, в отношениях с местными властями был мягким, в связи с чем к нему были претензии, что он больше ориентирован на Минск, чем на Москву. Причины досрочного конца карьеры Бабича – в нестандартном поведении дипломата. Основной причиной отставки стали регулярные жалобы Лукашенко на Бабича Владимиру Путину.

Одним из поводов для недовольства послом стало ежегодное послание Лукашенко к народу и парламенту, в котором президент в числе прочего сообщил, что стоимость строительства первой в стране атомной станции может составить менее 7 млрд. долларов. Бабич выступил с опровержением, что должностные лица с российской стороны никогда не называли конечную стоимость белорусской атомной станции. После этого белорусский МИД заявил, что посол России разрушает отношения между двумя странами.

В своих обращениях Александр Лукашенко нередко напоминал о том, что Россия ведет экономическую экспансию на белорусском направлении, а российские компании хотят поглотить белорусские заводы, которые конкурентоспособны на мировом рынке и являются их прямыми конкурентами. В этом смысле, следуя логике президента Беларуси, мандат Бабича заключался не в форсировании объединения стран, а в поглощении российским крупным бизнесом белорусских компаний. Однако, вероятнее всего, Бабич был назначен с целью усилить давление на Александра Лукашенко, чтобы тот согласился на большую интеграцию в обмен на поддержку белорусской экономики.

При этом недовольны Бабичем были не только в Минске, но и в МИД России. При назначении в Минск Бабич получил статус спецпредставителя президента, что давало ему прямой выход на президента и его администрацию. Поэтому зачастую он мог решать задачи в обход МИДа, что не могло не вызывать недовольства со стороны ведомства. Дипломатам из МИДа не нравилась кадровая политика посла, досрочная отправка в Москву кадровых сотрудников посольства в Минске и замена их на своих людей.

Дмитрий Мезенцев

Человек, который пришел на смену Михаилу Бабичу – Дмитрий Мезенцев – опытнейший, очень аккуратный политик. В чем-то Дмитрий Мезенцев напоминает посла Александра Сурикова: такой же профессиональный чиновник, бывший губернатор. Являлся председателем комитета Совета Федерации по экономической политике. В 2004–2009 гг. – заместитель председателя Совета Федерации, в 2009–2012 гг. – губернатор Иркутской области. До назначения в Минск Мезенцев был генеральным секретарем Шанхайской организации сотрудничества.

Назначая Мезенцева послом в Минск, Кремль ставил целью успокоить Лукашенко после его публичного конфликта с Бабичем и восстановить доверительные отношения. Так Кремль решил вернуться к прежнему «суриковскому» дипломатическому стилю в отношениях с Беларусью. По сути, Мезенцев выступил стабилизирующем фактором в отношениях сторон. Новый посол Мезенцев начал работать на контрасте с Бабичем: не провоцировал белорусскую власть, соблюдая четко обозначенные красные линии. Смена посла России в Минске чем-то походила на игру в плохого и хорошего полицейского. В рамках данного сценария белорусский президент уже не должен был сказать, что следующий посол тоже плохой.

При Мезенцеве Москва и Минск серьезно продвинулись по «дорожным картам» Союзного государства, которые позволяют провести экономическую интеграцию двух стран, однако до сих пор не все из них согласованы. Во второй половине 2020 года, когда Александр Лукашенко столкнулся с протестным голосованием на президентских выборах и масштабными уличными демонстрациями, Дмитрий Мезенцев демонстрировал стабильную поддержку Москвы.

После назначения на должность государственного секретаря Союзного государства Дмитрию Мезенцеву предстоит продолжать участвовать в решении важных для России вопросов, касающихся подписания «дорожных карт» и договоров об экономическом взаимодействии.

Девятый посол

После Мезенцева Владимир Путин назначил на должность чрезвычайного и полномочного посла РФ в Белоруссии Евгения Лукьянова. Ранее его называли одним из наиболее вероятных преемников Мезенцева. Его шансы выросли еще больше, когда его кандидатуру в качестве главы российской дипмиссии в Минске поддержал комитет Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками.

До Риги Лукьянов служил заместителем секретаря Совбеза РФ и занимался международными вопросами. С 1984 по 1990 год он был на дипломатической работе в МИД СССР, а в 1987–1990 годах — заместителем представителя МИДа в Ленинграде. С 1993 по 2006 год находился на руководящих должностях в Дрезднер-банке и ВТБ.

Евгений Лукьянов, как и трое его предшественников — Александр Суриков, Михаил Бабич и Дмитрий Мезенцев — не карьерный дипломат, а, скорее, политический назначенец. Лукянов, помимо большого дипломатического стажа, имеет многолетний опыт работы в государственных органах. То есть он свой и в правительстве, и в МИДе. Опыт банковской службе тоже пригодится новому послу, учитывая финансовые вопросы и тему кредитов в двусторонних отношениях. Кроме того, Евгений Лукьянов работал с Секретарем Совбеза Николаем Патрушевым: с 1992 года служил на ответственных должностях в Северо-Западном полпредстве, а также в Совете Безопасности РФ — сначала помощником, а затем заместителем Секретаря Совбеза. Лукьянова можно считать входящим в круг кадров лично близких к Владимиру Путину.

Таким образом, в настоящее время выбор кандидатов в послы в РБ обусловлен текущим состоянием двусторонних отношений Москвы и Минска, в частности интеграционной и экономической составляющими этих отношений. Ранее, до начала «нулевых», послами России в Беларуси в рамках российской дипломатической традиции становились карьерные дипломаты (при этом Валерий Лощинин, например, окончил Белорусский государственный университет, а свою дипломатическую карьеру начинал еще в МИД Белорусской ССР). С 2005 года послами РФ в ключевой стране-союзнике становятся чиновники, имеющие более близкий доступ к руководству страны, чем у карьерных дипломатов, что говорит, безусловно, о росте важности белорусского направления в политике российского руководства.

Учитывая текущий характер отношений между странами, посол в Минске — это представитель по особым поручениям, а российско-белорусские отношения определяются, прежде всего, на уровне первых лиц государства.

Ранее опубликовано на: https://expert.ru/2021/03/26/belarus-ne-stolko-diplomatiya-skolko-politika/

 

rossiya belorus

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Послы с особыми поручениями
banner-cik-min Послы с особыми поручениями
banner-rfsv-min Послы с особыми поручениями
expert-min-2 Послы с особыми поручениями
partners 6
eac_NW-min Послы с особыми поручениями
insomar-min-3 Послы с особыми поручениями
indexlc-logo-min Послы с особыми поручениями
rapc-banner Послы с особыми поручениями