Страсти по «Северному потоку-2», или Соло Зеленского на газовой трубе
Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о том, какие интересы преследуют США и Европа в связи с договоренностью по строительству «Северного потока-2» и украинских претензиях к старшим партнерам.
Договорённость Меркель и Байдена о том, что США не будут более препятствовать завершению строительства трубопровода «Северный поток-2» вызвала буквально истерию радикал-националистических кругов Украины. В адрес обоих друзей-партнеров Киева посыпались обвинения в беспринципности и просто предательстве.
Советник главы офиса Зеленского Арестович договорился до того, что призвал своего патрона срочно искать замену американцам в Пекине, у которого «плохие» отношения с Россией, с тем чтобы и таким образом противостоять антиукраинской сделке Германии и Соединенных Штатов. При этом г-н Арестович «забыл» о том, что Китай выставил Киеву счет на 5 млрд. долларов в зачет неустойки за национализацию, кстати говоря, по американскому наущению, запорожского завода «Сич», ранее приобретенного китайской компанией.
В одном из выступлений по московскому телевидению видный украинский политолог отметил, что американо-германские договоренности бьют-де не только по интересам Украины, но и целого ряда восточноевропейских государств, среди которых он назвал Польшу, Литву, Словакию и Венгрию.
На фоне этой истерии несколько странной покажется довольно вялая реакция на нее как Вашингтона, так и Берлина. Ни пришедший Байден, ни уходящая Меркель никак не расплакались и не рассыпались в извинениях г-ну Зеленскому, ограничившись скоромными, но солидными заверениями, что будет сделано всё для гарантирования интересов Украины, а Киеву выплатят некую компенсацию на ремонт обветшавшей государственной газотранспортной системы. Явно превышая свои полномочия, оба лидера заверили администрацию Зеленского, что после 2024 года транзит российского газа через Украину будет продолжен.
Впрочем, с российской стороны на этот счёт каких-либо принципиальных возражений не последовало. Москва вообще отказывается воспринимать сделку по «Северному потоку-2» как имеющую для нее какое-либо политическое значение и предпочитает говорить о чисто экономической стороне: договоримся по ценам, значит, транзит будет, диктовать же цены продавцу на его товар покупателем в бизнесе как-то не принято. Равно, как и выбор направления транзита.
Но это для Москвы. А вот для Вашингтона и для Берлина вопрос о «Северном потоке-2» имеет весьма немаловажное геополитическое значение. И дело тут совсем не в интересах украинских радикал-националистов.
Во-первых, Байдену никак нельзя сейчас ссориться с европейцами и тем более с неформальным экономическим лидером Европейского Союза - Германией. Его предшественник уже подпортил отношения с союзниками по НАТО. Байдена европейцы ждали, как манну небесную, и разочаровывать их ему сейчас явно не с руки. Тем более, что «Северный поток-2», российский газ, потребности в котором в обозримом будущем будут только увеличиваться, Европе объективно нужны. Берлин, в частности, кровно заинтересован в том, чтобы обезопасить поставки российского газа от транзита через конфликтоопасный регион.
Во-вторых, уступка Джо Байдена Ангеле Меркель носит принципиальный характер, так как свидетельствует о том, что Европа выходит из-под «ядерного зонтика» США. Этот «зонтик» был актуален во времена «холодной» войны как средство защиты от советской военной угрозы. Но сейчас другие времена. Истерические вопли о «российской угрозе», конечно, могут обмануть малосведущего обывателя в местечковых столицах. Но любой более-менее думающий и умеющий считать наблюдатель знает, что российской военной угрозы как таковой не существует. Военный потенциал европейских государств-членов ЕС (без НАТО) по количественным характеристикам в 8 раз превосходит российский.
Вот и активизировались на этом фоне разговоры об укреплении европейской независимости от Соединенных Штатов. Договорённости по «Северному потоку-2» – реальное и конкретное проявление этого глобального геополитического тренда, о котором в Киеве не мешало бы знать.
В-третьих, на наших глазах меняется общий геополитический ландшафт. «Вашингтонский обком» всё более вынужден считаться с тем, что фокус его военно-стратегического внимания перемещается из Евроатлантического пространства в Азиатско-Тихоокеанский регион, где неумолимо идёт процесс возвышения Китая, валовой внутренний продукт, которого возрастает на 6-7 процентов в год. К тому же, по физическому объему он уже превышает американский.
Отсюда и вывод американских войск из Афганистана и Ирака, и переброска на тихоокеанские острова 25 малозаметных истребителей пятого поколения F-22. Как пишет CNN, эксперты считают, что такое масштабное развёртывание является чётким сигналом в адрес Пекина, с которым у Вашингтона сложились напряжённые отношения по ряду территориальных вопросов в Тихоокеанском регионе. В этом же контексте следует рассматривать и стиль «замаскированного заигрывания», продемонстрированный Байденом на Женевской встрече с президентом России. В Вашингтоне хорошо понимают, что партнерские дружественные отношения Москвы и Пекина – непреодолимое препятствие для реализации великодержавных устремлений США, переживающих, кстати говоря, очередной финансовый кризис. Этим объясняется, что, комментируя вывод американских войск из Ирака, заместитель начальника Объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил США генерал Джон Хайтен прямо сказал, что главную опасность американские военные «в длительной перспективе» видят в Китае и «в краткосрочной» в России. Игра слов в данном случае никого не должна обманывать: Россию и США обязывают соглашения по СНВ III, на пролонгацию которого Байден предусмотрительно дал согласие в самом начале своей каденции. А что касается Пекина, то никаких обязательств по отношению к Вашингтону у него нет…
В пределах своего местечкового кругозора киевский политолог, упомянутый выше, может говорить, о том, что «Северный поток-2» негативно сказывается не только на интересах Украины, но и на интересах Польши, Словакии, Венгрии и даже Литвы. Но всем понятно, что газ в эти страны так или иначе будет поступать и, скорее всего, посредством транзита через Украину. С другой стороны, в Киеве могли бы подсчитать, что совокупное население стран, интересы которых якобы негативно затронуты «Северным потоком-2» по численности намного меньше числа членов китайской Компартии. И здесь речь идет уже не о местечковых, а о глобальных силовых полях мировой политики, с которыми Киев давно распрощался, но которые играют важную роль в перспективном мышлении Белого дома.
По-крупному, Байдену и Меркель наплевать и на Зеленского, и на его команду с их претензиями на роль новых византийских басилевсов. Свои проблемы надо решать, а не заботиться о об удовлетворении великодержавный амбиций украинских радикал-националистов, к которым в данном случае применима поговорка «куда конь с копытом, туда и рак с клешней» или по-украински – «коня кують жаба лапу підставляє».