Доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО
13.09.2021

Почему победили талибы?

 

Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор РГГУ, профессор кафедры дипломатии МГИМО Владимир Пряхин – о морально-нравственном превосходстве как важнейшем факторе победы в военных конфликтах.

Месяц назад я направил в военное ведомство письмо с предложениями относительно повышения эффективности идеологической подготовки российских военнослужащих. В положенные сроки пришёл солидный хорошо обоснованный ответ, в котором говорилось о том, как хорошо поставлено преподавание на мировоззренческих кафедрах наших военных вузов, что в значительной степени снижает ценность моих предложений.

Возрадовался я такому оптимистическому ответу за генеральской подписью, но не смог избавиться от некоторых беспокоящих мыслей. Выразить их можно в одном конкретном и простом вопросе: почему и каким образом уступающая по численности противнику и вооруженная устаревшим стрелковым оружием дружина талибов в течение двадцати лет вела войну с вооруженной до зубов армией коалиции тридцати ведущих государств мира и, в конечном итоге, одержала в этой войне победу, хотя и ценой очень больших потерь.

Стратеги вразумительного ответа на этот вопрос не дают. Нельзя же всерьез принимать появившееся в прессе разъяснение генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга в том духе, что-де во всем виновато марионеточное афганское руководство во главе с Ашрафом Гани, бежавшим из страны на вертолете, набитом долларами. А у его натовских кукловодов, видите ли, не хватило денег для продолжения этой бесперспективной войны.

Неубедительно звучат и объяснения в том плане, что, мол, партизанскую войну против вооруженных инсургентов невозможно-де выиграть «в принципе». Все без исключения европейские государства сформировались из удельных княжеств и в беспрерывных войнах со всякого рода партизанами-сепаратистами. И войны эти завершились победами регулярных сил из центра.

Значит, причину талибской победы следует искать в чём-то другом.

Но в чём? Если десятки тысяч людей за эти двадцать лет шли на верную смерть, ведя ожесточенные бои с армиями, намного превосходящими их технологически противников, то единственный ответ на вопрос, почему они победили, заключается, как это ни парадоксально звучит, в их морально-нравственного превосходстве над этим более высокотехнологичным противником.

Но что же это за морально-нравственное превосходство? Какова идеология талибов, где она родилась и почему развивается? Ответ на этот вопрос сложен с учётом, в частности, того факта, что само движение «Талибан»* повсеместно в мире и в России признано террористическим и как таковое объявлено вне закона. Но террористическим его делает политическая верхушка, стремящихся к власти любой ценой авантюристов. Для того чтобы мобилизовать на войну не искушённых в политике скотоводов-кочевников и дехкан, выращивающих мак, они ловко используют извечные религиозные ценности. Идеология движения - ультранационализм плюс доскональное следование нормам деобандизма - идеологического течения внутри ислама, зародившегося в Индии в ХIХ веке на почве непринятия ценностей западной цивилизации, насильно внедрявшихся британской колониальной администрацией. (Название этого течения происходит от названия индийского города Деобанд, где оно зародилось.)

Обработанные в деобандистском духе религиозные фанатики идут в бой, убеждённые в верности сакральных канонов любой религии - бессмертие души, воскрешение, рай, ад. Большую роль в становление этой идеологии сыграл развал СССР и мирового коммунистического движения, которое, кстати говоря, на Востоке было весьма влиятельно. Не случайно во время Гражданской войны в Таджикистане в 1992 и 1997 годах религиозных экстремистов часто возглавляли бывшие партийные активисты.

Естественно, что, перейдя в лагерь исламистов, эти деятели захватили с собой и весь арсенал из своего прошлого идеологического багажа, включая лозунги социальной справедливости и моральный кодекс строителя коммунизма.

Если обратиться, например, к писаниям идеолога псевдорелигиозного теоретика Саида Кутбы, то в них чуть ли не дословно воспроизводятся положения из статей в газете «Правда» 70-х годов прошлого века о том, что человечество стоит на краю пропасти по причине морального банкротства Западного мира, «у которого не осталось ничего из ценностей для человечества и который даже не имеет возможности убедить свою совесть в правоте своего существования после того, как его демократия оказалась на грани банкротства». Таким образом, мир нуждается в спасении, и если для решения этой задачи придётся убить нескольких неверных любым способом, то это не грех, а добродетель. А если в войне за это спасение человечества погибнешь сам, то тебя как шахида незамедлительно ждут райские кущи на том свете, в царстве Аллаха. Вот она примитивная, но, как показывает опыт талибов, весьма эффективная идеология. И современному Западу нечего противопоставить этой идеологии, кроме идеологии суперконсьюмеризма, о которой Нобелевский лауреат и бывший вице-президент США Альберт Гор сказал, что она страшнее гитлеровского фашизма.

Да и как соблазнить неимущих афганцев идеологией потребительства, если понадобится ещё, может быть, не одно десятилетие, чтобы они приобщились к элементарной человеческой культуре, научились читать и писать, обеспечили себе более-менее сносный жизненный уровень. Ведь страна по уровню ВВП на душу населения занимает 180 место среди 193 государств-членов мирового сообщества. И с точки зрения идеологов деобандизма изменить ситуацию можно только, переделив имеющиеся в мире материальные ценности в обмен на духовные ценности псевдорелигиозного экстремизма.

Идеология деобандизма весьма и весьма опасна, так как от нее нельзя отгородиться колючей проволокой и минными полями, она идёт от головы к голове, от мозга к мозгу. Противостоять идеям могут не танки и ракеты, а только другие идеи, а на Западе этих идей нет.

А что мы можем противопоставить деобандистам? Прямо скажем, негусто. Неслучайно министр обороны С.К. Шойгу в ходе своего выступления на Всероссийском молодежном образовательном форуме «Территория смыслов» назвал «внутреннюю угрозу» главной опасностью для любого государства, и угроза эта связана с тем, что «постепенно разлагается общество». Этот пагубный для страны процесс, сказал министр, происходит последние десятилетия.

Действительно, значительная часть нашей молодёжи молится на западные ценности. Но в отличие от нищих афганцев, она имеет реальную возможность выйти на уровень, близкий к уровню потребления материальных благ на Западе. Но материальных, а никак не духовных, потому что духовных ценностей на Западе нет, если, конечно, не считать приобретением в сфере общечеловеческой морали концепцию «родитель 1»-«родитель2» вместо классических понятий «отец» и «мать». И неизвестно ещё, что хуже - псевдорелигиозный экстремизм деобандистов или Содом и Гоморра американских епископов-педофилов.

Что можем мы противопоставить этим двум крайностями в идеологической без духовности современного мира? Классическую религию? Конечно традиционные религиозные ценности имеют большое значение в поддержании уровня нравственности и морали в нашем обществе.

Но, во-первых, наше общество поликонфессионально, и спешить с утверждением, что религия объединяет всех россиян, я бы не стал. Во-вторых, (и это главное), классическая традиционная религия сама переживает кризис, не может дать ответа на те мировоззренческие вопросы, которые неминуемо возникают у человека в условиях беспрецедентной научно-технической революции, когда он задумывается над тем, что такое искусственный интеллект, кем будет созданный самим человеком человекоидентичный робот - порождением бога или дьявола. И вообще, будет или не будет второе пришествие, это ещё бабушка надвое сказала. А то, что нашу Вселенную со всеми нашими потрохами через определенное (очень большое) количество лет неминуемо поглотит Туманность Андромеды, это научно доказанный объективный факт, и мы не знаем пока, как к нему относиться.

Поэтому для того чтобы вселить в человека новую оптимистической веру в смысл его бытия, наделить его пассионарностью, готовностью к самопожертвованию в борьбе за выживание перед лицом глобальных проблем, в противостоянии терроризму, пандемии, и прочим напастям современного мира, необходима новая идеология, сочетающая в себе религиозную эмоциональность и научную рациональность.

Самое интересное это то, что эта идеология в России уже создана, и название её - русский космизм. Её основоположники – К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Фёдоров полагали, что сакральные понятия «бессмертие», «воскрешение», «душа», «рай», «ад» необходимо «расшифровать с космической точки зрения», то есть истолковать их не только как эмоциональные стимулы для высоконравственного человеческого поведения, но и как конкретные задачи прикладной науки.

Мы как раз подошли к тому этапу научно-технического прогресса, на котором это реально и возможно. Сакральное бессмертию вполне созвучно с задачей искусственного увеличения видовой продолжительности жизни людей, воскрешения – построения антропоидентичных бионических моделей прежде живших людей на основе технологии искусственного интеллекта, познания души – формулирования индивидуального алгоритма поведения конкретной личности. Такое толкование классических духовных ценностей придаёт новые стимулы для человеческого поведения, закладывает новые мировоззренческие основы нашей жизни. И ими не следует пренебрегать.

*Талибан - террористическая организация, запрещенная в РФ

 

afgan taliby

 
Партнеры
politgen-min-6 Почему победили талибы?
banner-cik-min Почему победили талибы?
banner-rfsv-min Почему победили талибы?
expert-min-2 Почему победили талибы?
partners 6
eac_NW-min Почему победили талибы?
insomar-min-3 Почему победили талибы?
indexlc-logo-min Почему победили талибы?
rapc-banner Почему победили талибы?