Управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП
03.11.2021

Любой кризис управляем, а значит, им управляют

 

Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев заявил о наступлении продовольственного кризиса на фоне пандемии. Об этом говорится в его статье, опубликованной  1 ноября, в «Российской газете». «Очевидно, что в мире наступает продовольственный кризис. Цены на продукты питания растут везде, ускоряется продуктовая инфляция», — указал зампред Совбеза.По его словам, сейчас в мировой экономике происходит спад, который намного серьезнее, чем был в период финансового кризиса 2008–2009 годов.

В борьбе с безумным ростом цен и дефицитом продовольствия экономике нужна стабильность и понятные правила, считает управляющий партнер Agro and Food Communications, эксперт Центра ПРИСП Александр Панченко.

Надо заметить, что это не первая большая статья Дмитрия Медведева, касающаяся глобальных вопросов. Мне кажется, это часть большой пиар-кампании, которую Дмитрий Анатольевич начинает в преддверии большого трансфера 2024 года, предпринимая попытки остаться в системе координат и быть одним из игроков этого трансфера. И нынешняя статья, наверняка, не последняя.

Если говорить о содержании статьи, то я бы обозначил ее тему как конец суверенной демократии, которую мы долго строили. Фактически мы видим заявление прозападно настроенного глобалиста.

Когда в бытность президента Российской Федерации Дмитрий Медведев говорил о едином экономическом пространстве от Владивостока до Лиссабона – это было хорошо. Но и в хорошем начинании главное - не перегнуть. Когда люди уровня Дмитрия Медведева рассуждают про ковидные паспорта, которые необходимы, чтобы перегрузить мир, это пугает. Поскольку не имеет ничего общего со здравоохранением. Это история про контроль, про глобальную цифровизацию, про управление людьми, но не про здравоохранение.

В Европе, где процент вакцинированного населения на порядок выше, чем в России. В той же Ирландии, Германии, Италии, Нидерландах или Бельгии, где якобы достигнут коллективный иммунитет, мы видим рекордный рост заболеваемости. В том числе летальные случаи.

Мне кажется, расчет на то, что с помощью повальной вакцинации можно выйти из постпандемийного экономического кризиса, просто иллюзия. Единственный способ выхода из этого кризиса - перестать нагнетать истерику и посмотреть холодными глазами на то, что происходит. Как признает Дмитрий Анатольевич, вирус с нами надолго. Значит, нужно просто жить с этим вирусом. Но при этом относиться к нему, как к обычному сезонному заболеванию, которое будет проходить вспышками. Собственно об этом уже не раз говорили многие вирусологи. Более того, академик Зверев, к примеру, не отрицая полезность вакцинации, подчеркивает, что прививочная кампания в период эпидемии - это умножение эпидемии. И мы видим, что с началом массовой вакцинации начали расти цифры заболевших и умерших.

Если же переходить к вопросу продовольствия. То мы здесь увидим несколько трендов. Действительно продовольствие дорожает, дети Африки голодают. Но это не новость. Дети Африки голодали и десять, и двадцать лет назад, и в начале XX века. Так получилось, что страны Африки и части Азии наименее экономически развиты. Картины, которые там можно увидеть, для европейца ужасающие. Но это было всегда, и, боюсь, будет долгое время, поскольку глобальные игроки экономики – ЕС, Россия, США, и Китай – рассматривают ту же Африку больше как полигон для добычи полезных ископаемых, нежели как площадку для развития экономики, инфраструктуры, продовольствия и так далее.

Второй неприятный тренд – это попытка развернуть потребление общества в пользу растительного белка. Мы видим, что ряд международных экспертов рассказывают, что в борьбе с глобальным потеплением нужно сокращать поголовья крупного рогатого скота. Так как в результате своей жизнедеятельности коровы выбрасывают метан, увеличивая аномальное потепление на планете. Здесь опять попытка подменить понятия.

Атомные и электростанции, в пользу которых склоняется международное сообщество, создают выбросов больше, чем весь крупный рогатый скот по всему миру. Это доказано.

Также мы наблюдаем двойные стандарты: один из основных идеологов борьбы с климатическими изменениями – президент Байден - приехал в Рим на саммит Большой двадцатки с кортежем из 86 машин… Хочется задать вопрос – а эти машины не загрязняют воздух выхлопами?

Идет массовое сокращение лесов и в России, и в Южной Америке. Например, сегодня в России горит тундра. Кстати, на саммите Большой двадцатки Владимир Путин говорил о том, что посадка деревьев и воссоздание лесного массива – это альтернатива безумному сокращению всего на свете. Тем более, что нет ни одного аргумента против этого. Высадка деревьев никак не может нарушить экологию.

И наконец, третий тренд - коронакризис, назову это так. Именно это явление разрушило все логистические цепочки, привело к удорожанию сырья и, конечно, продукции. Мы видим рекордную цену на газ, которая за собой тянет все. Потому что энергоносители - основополагающие в любой цепочке производства.

Проблема есть. Другое дело, каким образом нам предлагают решать эту проблему. Нам предлагают ковидные паспорта, которые откроют границы. Говорят, про замену животного белка на растительный, про альтернативные источники энергии.

На мой взгляд, ни один из этих инструментов не может быть эффективен в борьбе с повышением цен. Кроме главного тезиса, который есть в статье Дмитрия Медведева – надо как можно быстрее открыть границы. Но открыть их, вернувшись к «старой нормальности», которая реанимирует разрушенные логистические цепочки, возродит разрушенные деловые контакты.

Если такой глобальный игрок на рынке, как ИКЕА объявил о том, что у них наблюдается дефицит товара, из-за того что логистика разрушена. Что уж ждать от более мелких и средних производителей, которые не могут угнаться за изменяющимися условиями логистики.

Переход на альтернативные источники энергии, наверное, должен быть, но разумный. Меня всегда удивляют безумные дедлайны. Устраивая короткий дедлайн, мы искусственно стимулируем бездумное введение этих альтернативных источников энергии. У экспертного сообщества нет времени рассмотреть доводы за и против. Кто-то бросил тезис, что это хорошо. Все его подхватили и пообжали. Но нет времени подумать - а насколько хорошо? Туда ли мы идем? Возможно, мы рискуем, что переведя экономику на альтернативные источники энергии к 2030 году, окажемся у разбитого корыта. Ведь может получиться и так, что альтернативные источники просто не справляются с запросами экономики, а возможно и наносят больший вред, чем старые энергоресурсы. Пока нет какой-либо доказательной математики о том, что электроэнергия или атомная энергия менее вредна для окружающей среды, чем газовая и нефтяная. Пока мы видим лишь пропагандистские лозунги без цифр. А без цифр экономика работать не может.

Да. Постепенно общество потребления изживает себя. Но мы упускаем некий факт, о котором не принято говорить. Богатые люди в период коронакризиса продолжают богатеть. И это происходит во всех странах. И в России, и в Италии, и в США. Те люди, которые входят в список Форбс, увеличивают свои капиталы. А доходы остальных людей снижаются.

В призыве, что людям необходимо ограничить потребление, и тогда все заживут счастливо, есть большая доля лукавства. Ведь люди уже ограничивают потребление. Мы видим это и на собственном примере, и на примере общества в целом. И кажется, что ограничивать потребление нужно не нам, а тем самым людям из списка Форбс.

Есть целый ряд экспертов, которые говорят о том, что переход на альтернативную энергию, на растительный белок никак не помогает тем целям и задачам, которые пропагандируются. А ведут лишь к тому, что происходит перекладывание бюджетов, финансирования, перенаправление поток, и не более того. По факту речь идет про такой «звериный капитализм», а не про заботу о чем-то высоком, нравственном и полезном.

На мой взгляд, существует некая управляемость этого коронакризиса. Кто им управляет - другой вопрос. Я не сторонник конспирологических теорий. Но то, что это управляемая история, для меня абсолютный факт. И безумный рост цен на все - тоже управляемая история. Сначала искусственно создается ажиотаж, чтобы подогреть спрос. А дальше замкнутый круг – чем больше спрос, тем больше рост цен. А бенефициары всего этого процесса те, кто данные товары предлагает.

В борьбе с безумным ростом цен и дефицитом продовольствия экономике нужна стабильность и понятные правила. Глобальные остановки производств и разрушение логистических цепочек - главный кризис на сегодня.

Разумную вещь говорит Дмитрий Медведев в своей статье. А именно то, что главное в демократии – это мнение большинства. Вот хочется этот тезис вернуть мировым элитам. И сказать, что большинство не готово к тем переменам, которые им предлагают. Сейчас перемены предлагает меньшинство большинству.

Перемены нужны и важны, но любые перемены должны быть разумны и своевременны. Чтобы общество не надо было ломать, доказывая необходимость перемен.

 

ekonomica krizis

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Любой кризис управляем, а значит, им управляют
banner-cik-min Любой кризис управляем, а значит, им управляют
banner-rfsv-min Любой кризис управляем, а значит, им управляют
expert-min-2 Любой кризис управляем, а значит, им управляют
partners 6
eac_NW-min Любой кризис управляем, а значит, им управляют
insomar-min-3 Любой кризис управляем, а значит, им управляют
indexlc-logo-min Любой кризис управляем, а значит, им управляют
rapc-banner Любой кризис управляем, а значит, им управляют