Заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы», эксперт Центра ПРИСП
06.08.2018

Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии

Заместитель председателя Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства Общественной палаты РФ, генеральный директор АНО «Институт научно-общественной экспертизы» Сергей Рыбальченко – о выстраивании вертикальных связей при формировании региональных и муниципальных общественных палат.

Помнится, лет так 10 назад, в ту пору, когда я работал советником председателя Общественного совета Центрального федерального округа, мы были поглощены задачей формирования региональных общественных палат (в округе их было 18) на основе региональных законов. Сами палаты в то время только появились, и часто их составы были представлены чиновниками и депутатами всех уровней. Для приличия в них добавляли общественников. Посоветовавшись с аппаратом полпреда, молодые общественные романтики решили исправить ситуацию. В 2008 году вместе с лучшими юристами и экспертами мы разработали для регионов ЦФО проект модельного регионального закона «Об общественной палате в субъекте РФ». Среди главных функций прописали организацию общественного контроля за деятельностью органов власти. Председатель Общественного совета ЦФО, после представления проекта модельного закона на Совете округа, в который входили все губернаторы, в кулуарах просто подвергся шквалу критики. Руководители регионов возмущались даже не тем, что палаты будут действовать по закону, а тем, что кто-то сможет в принципе контролировать их деятельность, да еще и на основании ими же самими подписанного закона.

В общем случилась маленькая общественная революция окружного масштаба. Было и у общественников много сомнений, стоило ли так решительно начинать. Но нужно отдать должное полпреду Георгию Полтавченко и его аппарату. Не прошло и двух лет, как все региональные общественные палаты в округе работали по региональным законам. И в большинстве случаев с функцией общественного контроля. А ЦФО стал первым округом, где все палаты избирались и работали именно в таком формате.

Следует отметить, что среди членов общественного совета ЦФО было несколько членов Общественной палаты РФ, которая занимала активную позицию по законодательному обеспечению общественного контроля и деятельности региональных общественных палат. Поэтому шли, как говорят, на параллельных курсах. Но именно благодаря активной позиции Общественной палаты РФ в 2014 году принят Федеральный закон № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», два года спустя - Федеральный закон № 183-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности общественных палат субъектов РФ». Первый закрепил за общественными палатами регионов права субъекта общественного контроля, второй определил, что региональные общественные палаты обеспечивают взаимодействие граждан и НКО с органами власти в регионе, в том числе в целях осуществления общественного контроля за их деятельностью.
Было это совсем недавно. И кажется, сейчас и помыслить невозможно по-другому. Но, достижения, всегда быстро забываются, а на горизонте маячат новые задачи.

Безусловно, времени прошло не так много, во многих регионах палаты еще не обрели силу и вес в публичном пространстве. Но в отличие от законодательных и исполнительных органов власти, которые все меньше и меньше являются местом для дискуссий, общественные палаты в регионах закрепляют статус площадок, где власть может услышать весь спектр мнений, если она готова это слышать.

Но для региональных палат ориентиром градуса гражданской позиции, а иногда и возможности по открытому ведению дискуссии, экспертному обеспечению остается федеральная Общественная палата. В ее ведущей роли общественники в регионах нуждаются не меньше, чем десять лет назад, и это мы должны учитывать в работе.

Я разделяю позицию экспертов о возможности, и даже необходимости формирования состава региональных общественных палат по предложению федеральной палаты.

Но, если следовать принципам, то нужно наделять и региональные палаты правом участия в формировании составов муниципальных общественных палат. Тогда заработает система не только горизонтальных связей, но и вертикальной репутационной ответственности, что несомненно важно для консолидации гражданского общества в целом.

Но, выстраивать вертикальные связи можно уже сейчас, не дожидаясь поправок в закон. Нужно начинать с формирования вертикальных общественно-экспертных связей, выстраивать общую методологию проведения общественного контроля на всех уровнях во всех его формах: общественной экспертизы, общественного мониторинга, общественных проверок и обсуждений. Для этого, нужно создавать с региональными и муниципальными общественными палатами совместную сеть общественных экспертов и контролеров. Можно по приоритетным направлениям деятельности Общественной палаты РФ и профильных комиссий. А можно в соответствии с национальными проектами в рамках майского указа президента.

Мне ближе второй вариант, хотя и экспертную базу Комиссий нужно укреплять. Я, например, до того, как стать членом палаты тоже был экспертом. И этот опыт позволил лучше понять суть работы и палаты и Комиссий. Дефицит общественных экспертов в регионах ощущается повсеместно, за исключением, пожалуй, столичных регионов. Но это нужно не только для палат, но общественным экспертам такая репутационная поддержка не менее важна.

В начале 2018 года в рамках проектной работы Комиссии по поддержке семьи, материнства и детства мы с коллегами инициировали проведение общественного мониторинга демографической и семейной политики в регионах. Состоялось несколько совместных заседаний с профильными комиссиями региональных общественных палат в Ульяновской области, Башкортостане. Работа только начинается и, учитывая гиперактуальность национального проекта «Демография», можно не дожидаясь его утверждения создавать сеть общественных экспертов по этому направлению. Ведь для успеха, как отметил Дмитрий Медведев, большое значение имеет участие в национальных проектах социально ориентированных некоммерческих организаций.

OPRF

 
Партнеры
politgen-min-6 Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
banner-cik-min Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
banner-rfsv-min Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
expert-min-2 Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
partners 6
eac_NW-min Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
insomar-min-3 Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
indexlc-logo-min Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии
rapc-banner Сергей Рыбальченко: Общественные палаты - место для дискуссии