Сушить иль не сушить, вот в чем вопрос?
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев рассуждает о том, стоит ли власти бороться за высокую явку на сентябрьских выборах.
Низкий старт «Единой России»
9 сентября 2018 г. в России пройдут выборы глав 26 субъектов федерации. Параллельно развернется борьба за места в заксобраниях 16 регионах. Еще в 10 субъектах местные элиты готовятся к сражению за места в думах региональных административных центров.
Единый день голосования может стать серьезным испытанием как для региональных отделений «Единой России», так и «партии власти» в целом. Рост цен на бензин, повышение НДС, планы увеличения пенсионного возраста – вот далеко не полный перечень факторов, приведших к обрушению рейтинг партии летом 2018 г. По данным ВЦИОМ за 5 августа, доля избирателей, готовых отдать свои голоса единоросам, составляет 34,9%. Опросы, параллельно проведенные ФОМ, показали, что рейтинг «партии власти» упал до отметки в 32%.
Обращает на себя внимание и тенденция продолжающегося падения уровня поддержки «Единой России». К концу июня снижение этого показателя замедлилось, однако не прекратилось. Исследования ВЦИОМ показывают, что еще 15 июля за партию были готовы проголосовать 38,6% респондентов, а две недели спустя – лишь 35%. За тот же период опросы ФОМ продемонстрировали снижение рейтинга единоросов с 37% до 33%.
В краткосрочной ретроспективе наблюдающееся падение электоральной поддержки «партии власти» можно было бы считать незначительным. Но даже в перспективе ближайшего месяца развитие этого тренда способно привести к тому, что к рубежу единого дня голосования партия подойдет с рейтингом в 25 – 30%.
Вероятность того, что в ближайшие недели избиратель успокоится, не так велика: в августе и начале сентября должны пройти крупные акции протеста, что должно способствовать реанимации оппозиционной повестки.
Гордость и предубеждение, или о рисках высокой явки
Фактором риска для единоросов может стать стремление отдельных губернаторов придать выборам больше легитимности за счет стимуляции явки. В абсолютном большинстве случаев в упомянутых 26 регионах выборы будут носить т.н. «референдумный» характер. У действующих глав регионов нет серьезных конкурентов, которые реально имели бы шансы хотя бы добиться второго тура. Как следствие, в отсутствие полноценных альтернатив интерес к посещению избирательных участков теряют как сторонники, так и противники действующей власти.
Низкая явка бросает тень на победу главы региона, в силу чего действующие губернаторы зачастую стараются повысить этот показатель. Однако в текущей ситуации практики такого рода могут обернуться для представителей власти дополнительными проблемами.
В течении первых двух месяцев этого лета электоральный рейтинг «Единой России» упал на треть. И потому весьма вероятно, что наращивание явки приведет лишь к увеличению протестного голосования. Особенно актуальна эта угроза для регионов, где выборы губернатора совпали по времени с кампаниями в законодательные собрания (6 субъектов) и местных «столиц» (3 субъекта). Хакасия, Якутия, Красноярский край, Владимирская, Ивановская, Тюменская, Кемеровская области, Ненецкий автономный округ – каждый из этих регионов потенциально может стать источником неприятных новостей для Кремля.
Проблемы могут создать результаты голосования в Архангельской области: выборы в заксобрание субъекта должны пройти параллельно с баталиями за место в городской думе регионального центра.
«Беспартийный» губернатор VS губернатора-единороса
Особое значение приобретает и присутствие губернаторов в партийных списках «Единой России» в качестве т.н. «паровозов». Напомним, что в 10 из 16 субъектов, в которых проходят выборы в региональные заксобрания, списки «Единой России» возглавляют действующие губернаторы. В том числе – в Хакасии, Якутии, Владимировской и Кемеровской областях.
Впрочем, для многих избирателей принадлежность губернаторов-самовыдвиженца к числу однопартийцев Дмитрия Медведева останется секретом Полишинеля. И потому даже они не застрахованы от того, чтобы на них пала тень антирейтинга единоросов.
Верно и то, что значительная часть недовольных будут автоматически ассоциировать главу региона с системой, с «вертикалью власти». А следовательно – и с федеральным правительством. Индекс одобрения работы которого, по данным ВЦИОМ, составляет сейчас – 12. И этот показатель еще не достиг дна. Так, индекс одобрения действий Дмитрию Медведеву равен – 25.
«Явочная» дилемма
В этих условиях главам субъектов, равно как и руководству региональных отделений «Единой России», было бы более логичным «сушить» явку. Однако нельзя исключать того, что вера в собственные силы и надежность механизмов политического контроля перевесит страхи перед протестным голосованием.
В первую очередь это касается регионов, которую часть российских экспертов традиционно именуют зоной «электоральной аномалии». К ней относятся, в частности, Дагестан и Ингушетия. Здесь традиционно наблюдаются как высокая явка, так и повышенная лояльность к «Единой России» и ее представителям. Впрочем, даже здесь поведение избирателей может легко выйти за рамки привычных моделей. В случае Кемеровской области, например, на итоги голосования может повлиять память о событиях в «Зимней Вишне». Также остается неясным, сумеют ли местные элиты эффективно противодействовать росту недовольства, связанному с планами пенсионной реформы.