Собачий вопрос
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов – о разности подходов к решению актуальной проблемы безнадзорных животных.
Нападают, кусают, объединяются в стаи и держат в страхе людей… Отлавливать, стерилизовать и содержать всю жизнь, или усыплять - «собачий вопрос» сегодня остро стоит для всей России.
Бездомные собаки стали одной из главных проблем для регионов нашей страны. О том, как животные нападают на людей, а часто их жертвами становятся и дети, мы в последнее время слышим все чаще. И Камчатка, к сожалению, не стала исключением в этой бесконечной сводке происшествий, связанных с бездомными собаками. Лично для меня навсегда тяжелой датой останется 4 ноября 2020 года. Тогда в Петропавловске псы напали на восьмилетнего мальчика. Он погиб. И пока такие трагедии происходят никто из нас не может с уверенностью говорить, что проблема безнадзорных животных находится под контролем.
«Собачий вопрос» вызывает много споров в обществе – родители боятся за детей, взрослые покупают газовые баллончики для защиты, зоозащитники бьют в колокола и справедливо обвиняют самих людей в том, что происходит. Каждый, конечно, по-своему прав, но взаимными обвинениями проблему не решить.
Будучи должностным лицом, отвечающим за благополучие большого и очень особенного региона, Камчатского края, я решил выразить свое мнение по наболевшей теме.
Для начала надо отметить, что проблема бродячих животных не нова, и в разной степени остроты стоит перед разными странами. В России особую актуальность она приобрела после принятия в конце 2018 года федерального закона, определившего, что усыплять собак нельзя, если на это нет медицинских оснований. Установлено, что агрессивные животные должны пожизненно содержаться в приютах, а во всех остальных случаях работа строится по ставшему уже общеизвестным алгоритму ОСВВ: отлов – стерилизация – вакцинация - … и … - выпуск в «естественную среду обитания», то есть обратно на улицы городов и поселков.
Здесь и начинаются проблемы. Остановлюсь на основных из них.
Агрессивные животные
Каких животных считать агрессивными и как принимать решение об их возврате на улицы населенных пунктов? Обученных специалистов, кинологов и зоопсихологов практически нет, поэтому решение о выпуске обусловлено двумя факторами – наличием свободных мест в приютах и средним размером собаки. Выпуск крупных полудиких животных чреват повторными инцидентами. В результате в таких регионах, как Камчатка, Якутия, Красноярский край львиная доля животных остается на пожизненное содержание – быстро заполняя все свободные места, «блокируя» дальнейшую работу по стерилизации (мест в приюте нет, значит и отлавливать животных нет возможности), увеличивая расходы в геометрической прогрессии.
С другой стороны – опыт таких регионов, как Нижегородская область показывает возможность достижения доли собак на пожизненном содержании буквально на уровне 5-7%. Ну и особняком стоит Москва, где в принципе принято решение о том, что на улицы собаки не выпускаются. Если бы все регионы могли позволить себе такие расходы на содержание приютов и животных – проблемы бы не стояло. Но…
Финансирование
Отлов, вакцинация и содержание животных – недешевое удовольствие, при условии соблюдения всех предписанных стандартов и процедур. Например, на Камчатке стоимость стерилизации и вакцинации составляет 13 тыс. рублей, а содержание обходится в 179 рублей в день на одно животное. Бюджет на решение «собачьего вопроса» варьируется от региона к региону, но везде вырос кратно за последние годы, на Камчатке он составляет (начиная с 2020 года) около 90 млн рублей. Деньги большие, но жизнь людей и безопасность на наших улицах дороже.
Приюты
Обязанность проводить работу с безнадзорными животными относится к муниципальным полномочиям, а значит, и строительство приютов, и содержание в них собак. Со скудным бюджетом львиной доли муниципалитетов, за исключением крупнейших городов, встает проблема катастрофической нехватки необходимой материальной базе. Выход в привлечении частных предпринимателей к строительству и содержанию приютов – норматив расходов на одну собаку в целом позволяет окупить строительство приюта и его содержание, правда, при одном условии – разделить приюты для ОСВВ, где нужно выполнить большое количество требований и, отдельно, приюты для пожизненного содержания.
Стерилизация
Ключом к решению проблемы сокращения численности бездомных животных является массовая стерилизация. К сожалению, ее проведение – удел лишь немногих регионов из-за тех причин, которые обозначены выше – нехватка бюджетных средств и мест в приютах для «оборота» стерилизуемых животных перед их выпуском. В результате – отлов только по заявлениям граждан об агрессивном поведении, невозможность возврата животных после процедуры в среду обитания, замкнутый цикл, который надо срочно разорвать. В противном случае работа по принципу ОСВВ становится черной дырой для региональных и муниципальных бюджетов, а любой инцидент – дамокловым мечом для должностных лиц.
Особняком стоит вопрос стерилизации домашних животных, которые, по оценкам специалистов, являются основным «поставщиком» щенков на улицу. Стоимость услуги – от 7 до 15 тыс. рублей – становится запредельной для огромного числа владельцев животных, и без мер поддержки, по крайне мере отдельных социальных категорий, решить ее не представляется возможным. Восприятие домашних животных как атрибута лишь обеспеченных слоев населения, которое уже распространено в ряде зарубежных стран, пока для России не актуально, а зачастую и неприемлемо, и сама возможность завести собаку или кошку для нас – базовое право, которое должно быть у каждого.
Маркировка
Пожалуй, самый действенный способ повышения ответственности хозяев домашних животных – обязательная маркировка. Возможность идентифицировать любую собаку или кошку, неизбежная и достаточно серьезная ответственность за нарушение правил выгула, не говоря уже о вреде, причиненном домашним питомцам другим людям (а большинство укусов сейчас именно от «хозяйских» или «условно хозяйских» животных) – залог сокращения численности бездомных животных и остроты самой проблемы конфликтов между животными и людьми. При этом современные технологии чипирования и ведения электронных реестров позволяют сделать процедуру маркировки быстрой, дешевой и надежной.
Эвтаназия
Наиболее ожесточенные споры идут именно по этому вопросу – отстреливать собак, как в «добрые советские времена» или же приравнять лишение жизни животного, даже гуманное, к преступлению – именно так ставится вопрос. И в этом, на мой взгляд, глубокая ошибка.
Эвтаназия сама по себе не противоречит принципам гуманного обращения с животными. И является вполне законной в целом ряде зарубежных стран, где проблема с безнадзорными животными решена. Проблема не в эвтаназии как крайней мере, а в подмене системной работы по регулированию численности безнадзорных животных, их отстрелом, который не дает, сам по себе, устойчивого положительного результата. Можно разово очистить город от собак – но без стерилизации очень скоро законы естественного прироста вернут все на свои места. При этом и категорический запрет эвтаназии, предусмотренный действующим законодательством, сложно признать оправданным и даже гуманным. Вряд ли гуманно по отношению к животному держать его длительное время в клетке, если перспектива обретения новых хозяев отсутствует, или его невозможно пристроить из-за агрессивного поведения.
В данном случае, по истечении установленного срока и с соблюдением объективной оценки состояния животного, гарантирующей отсутствие злоупотреблений, эвтаназия – самый гуманный, эффективный и экономичных механизм, который должен применяться к животным вместо или в дополнение к пожизненному содержанию.
Исходя из вышеизложенного, мы видим, что проблема безнадзорных животных, несмотря на ее остроту, вовсе не относится к числу нерешаемых. Решительные действия, подкрепленные должным уровнем системности и последовательности мер и взаимодействием государственных, муниципальных органов управления с общественными организациями и частными предприятиями, может дать устойчивый и достаточно быстрый результат.
Вывод
Остается главное – понимание того факта, что Россия – очень большая страна и условия жизни людей, а значит, и домашних животных, их восприятие и культура отношения с ними – очень разные. И их нельзя привести к единообразию, подвести под одну гребенку, отрегулировать «по линейке».
В других сферах нашей жизни уже усилено право регионов оперативно принимать решение в соответствие со складывающейся на практике ситуацией. Такое же право должно быть и в случае с работой с безнадзорными животными. Собаки на Камчатки, где традиции ездового собаководства до сих пор очень сильны (в гонках на собачьих упряжках принимают участие десятки подготовленных спортсменов), очень отличаются от домашних питомцев в Москве. Гуманный возврат животных на улицы Санкт-Петербурга нельзя сравнить с возвратом собак на улицы Якутска в пятидесятиградусный мороз (это гарантированная мучительная смерть животного!) И самое главное – собаку как помощника и охрану в сельской местности, несущую важнейшие служебные функции, нельзя приравнивать к «меньшему другу» и товарищу, которыми становятся животные для горожан.
Отразив этот принцип в законодательстве, учтя объективные особенности регионов, но при этом подведя правильную правовую основу и научную методику регулирования численности безнадзорных животных, мы решим эту проблему, и одним поводом для беспокойства у наших граждан будет меньше.