Вице-президент РАПК, эксперт Центра ПРИСП
27.04.2022

Реформа МСУ: права для муниципальной власти

 

Думский комитет по местному самоуправлению (МСУ) подготовил поправки к законопроекту о муниципальной реформе. Депутаты комитета предлагают сохранить поселения вопреки предложениям авторов законопроекта и более четко установить «неотъемлемые полномочия» муниципальной власти. В ответственном комитете по законодательству говорят, что изучат их поправки, но ждут предложений от правительства.

Вице-президент Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), эксперт Центра ПРИСП Татьяна Лушникова согласна, что некоторые полномочия необходимо закрепить за местным уровнем власти априори.

Встраивание органов местного самоуправления в единую вертикаль органов государственной власти — процесс, безусловно, важный. Всегда надо помнить о главной цели — удобстве и повышении качества жизни каждого гражданина страны. Муниципальный уровень знает и работает именно «на земле», и полностью выхолащивать его права было бы большой ошибкой.

Органы местного самоуправления – это в первую очередь кузница управленческих кадров на более высокие должности в системе органов власти. Вторая немаловажная их функция — политическая. При наличии полномочий и их финансирования всегда найдутся желающие побороться за их распределение. Это та самая реальная политика, которая оживляет политический ландшафт территории и приводит к конкуренции как в законодательной, так и исполнительной ветви власти.

Согласна с предложенным депутатами Крашенинниковым и Клишасом тезисом, что некоторые полномочия необходимо закрепить за этим уровнем власти априори. От территории к территории политическая конъюнктура меняется, и авторитарный губернатор может настоять на практически полной передаче полномочий на более высокий уровень, что может критически сказаться на общей картине в среднесрочной перспективе. Всегда должно остаться что-то, за что стоит бороться.

Упразднение сельских поселений считаю оправданным и целесообразным. К сожалению, не выстроилась система реального и полноценного исполнения такими поселениями своих полномочий. Объединение в муниципальные округа даст жителям таких территорий уверенность в том, что деньги найдутся и на расчистку дорог, и на другие не менее важные нужды. Вместе выжить легче.

Однако некоторые городские поселения вполне способны сами обслуживать себя, и в этом случае, думаю, возможность оставить территориальную единицу «поселение» оправдано. При наличии вполне солидного скопления поселений, которые сейчас считаются муниципальными районами, прикреплять к ним достаточно крупные городские агломерации может быть в каких-то случаях избыточным.

В целом торопиться с принятием закона не стоит; чем лучше он будет проработан, тем менее болезненно пройдет процесс реформирования на местах. Ведь прежде всего — это люди.

Ранее опубликовано на: https://davydov.in/politics/tatyana-lushnikova-moskva-uprazdnenie-selskix-poselenij-schitayu-opravdannym-i-celesoobraznym/

pazl

 
Партнеры
politgen-min-6 Реформа МСУ: права для муниципальной власти
banner-cik-min Реформа МСУ: права для муниципальной власти
banner-rfsv-min Реформа МСУ: права для муниципальной власти
expert-min-2 Реформа МСУ: права для муниципальной власти
partners 6
eac_NW-min Реформа МСУ: права для муниципальной власти
insomar-min-3 Реформа МСУ: права для муниципальной власти
indexlc-logo-min Реформа МСУ: права для муниципальной власти
rapc-banner Реформа МСУ: права для муниципальной власти