Праймериз – первый и самый важный контакт с избирателем
«Единая Россия» закончила прием документов и регистрацию кандидатов на праймериз. Во Владивостоке в этом году пройдут выборы депутатов гордумы. По данным пресс-службы приморского регионального отделения партии, всего на праймериз в думу зарегистрировано 189 кандидатов. Среди них 14 – действующие депутаты.
Праймериз этого года вызывают неоднозначные впечатления, говорит политконсультант, эксперт Центра ПРИСП Андрей Кудисов.
Если в предыдущие электоральные циклы большинство процедур предварительного голосования проходило по первой, самой открытой модели (всего у «Единой России» их четыре), то в этот раз ситуация очень разная даже в рамках одного приморского региона.
Если во Владивостоке используется именно первая модель, когда голосовать за потенциальных кандидатов может любой гражданин, наделенный избирательным правом, то, насколько мне известно, в некоторых других муниципалитетах используется четвертая модель, когда за выдвижение кандидатов голосуют исключительно представители партии.
Говоря языком политтехнологов, праймериз — это первое и, может быть, самое важное касание между кандидатом и избирателями. И у меня есть такое ощущение, что первая модель используется, когда партия уверена в том, что ее кандидаты имеют хорошие шансы получить значительную поддержку избирателей.
Во Владивостоке в этом году выбирают 35 депутатов гордумы. Это приличное количество для города с таким населением. Но все еще непонятна нарезка округов. Определены лишь некие рамки и понятно, что партийных списков в Приморском крае не будет. То есть населению предстоит выбирать конкретных людей, которых они либо знают, либо не знают по их реальному вкладу в развитие территорий. То есть, партийная оставляющая из электоральной исключается.
Если посмотреть на список тех, кто заявился на праймериз, то из почти двухсот человек в нем лишь 14 действующих депутатов гордумы. На мой взгляд, это обусловлено несколькими причинами, но главная как раз в том, что партийная составляющая перестала играть определяющую роль. Сегодня те, кто предполагал, что через депутатский мандат сможет проторить себе дорогу во власть, начали переоценивать ситуацию и свои возможности, прежде всего ресурсные - от поддержки партийного истеблишменте до собственных ресурсов: финансовых, организационных и интеллектуальных.
Новый формат выборов, на мой взгляд, создает для «Единой России» двухконтурную систему возможностей. То есть, один пул депутатов будет выдвигаться от партии по результатам предварительного голосования, а другая часть кандидатов пойдет на выборы в качестве самовыдвиженцев. Тут, конечно, есть дополнительные сложности (в том числе сбор подписей). Но, мне кажется, что электоральный вес самовыдвиженцев равен, а может и превосходить с точки зрения электорального веса, те усилия партий, которые будут предприниматься для выдвижения своих кандидатов. И поскольку «Единая Россия» занимает лидирующие позиции по всем направлениям, определенный приоритет у нее как у правящей партии, конечно, есть.
Если говорить о других парламентских партиях, то у каждой из них свои проблемы. Начиная от ЛДПР, которая после ухода из жизни Владимира Жириновского переживает очень сложные времена - на первый план вышла внутрипартийная борьба. Заканчивая КПРФ, члены которой в последнее время прославились чередой уголовных дел (в их числе и Артем Самсонов, который был неформальным лидером и владивостокского, и краевого отделения партии), которые отталкивают от коммунистов ядерный электорат. Что касается эсеров, я не знаю, насколько воспринимается избирателями на местах тот популизм, который в последнее время транслирует федеральная голова партии.