Что мешает отечественным разработчикам?
Директор агентства Gosapp Digital Захар Рубцов – о том, что маркетинг и сетевой эффект в современных сервисах вещи сложные, но отнюдь не бесполезные.
Практически каждую неделю с начала введения санкций чиновники и СМИ анонсируют нам «отечественные аналоги» цифровых продуктов на замену привычным иностранным: видеохостинг, магазины приложений, мессенджеры и т. д.
Дескать, у нас тоже много крутых разработчиков есть и ничуть не хуже. В целом они правы, написать код и залить его на сервер могут уже даже школьники, т.е. умельцы это могут сделать довольно быстро, а если постараются, то даже качественно.
Только почему-то мало кто спешит пользоваться «отечественным», пользователи ищут лазейки и VPN, чтобы продолжать использовать любимые приложения. Ирония в том, что на старте разработок никто даже не задался вопросами: «А кому нужны все эти приложения без привычного удобного интерфейса и контактов?», «А какая у нас будет фишка, чтобы пользователи оценили?» Маркетинг и сетевой эффект в современных сервисах вещи сложные, но отнюдь не бесполезные. Грамотное управление продуктом - тот самый ингредиент, которого не хватает. А то айтишники у нас люди нужные, а вот менеджеры, пиарщики, аналитики и дизайнеры - это так, рудимент. Можно и без них обойтись, сэкономить.
Вот тут то и кроется ошибка, новоиспеченные приложения сами на чужие устройства не установятся и пользоваться сами собой не начнут. И даже ярые патриоты отечественных продуктов, не увидев в приложении своих людей и удобств, крайне быстро этот продукт забрасывают. Какое-то время он, конечно, будет пылиться не рабочем столе, но не долго.
К примеру в 2018 «Сбер» купил себе мессенджер «Диалог», дабы захватить кусочек полочки на рынке мессенджеров. Внутри компании его пытались популяризовать, но на фоне стремительно развивающихся “What’s app” и «Telegram», который тогда ещё и ловко уворачивался от блокировок, интереса «Диалог» не вызвал, ничьи потребности не закрывал, а потому и канул в лету. Многие про этот мессенджер, скорее всего, слышат впервые.
Так и получается, что, если наши разработчики не научатся правильному управлению продуктом и не займутся стратегией поиска его места в рынке, то все Россграммы, Нашсторы и Русторы провалятся в чёрную дыру вслед за «Диалогом».