Время заниматься своей страной
Президент Латвии Эгилс Левитс на прошлой неделе предложил провести проверку обоснованности ранее выданных россиянам виз на въезд в страну и видов на жительство.
Это продолжение истории про плохих русских и хороших русских, комментирует сложившуюся ситуацию политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август.
Собственно, водораздел происходит по одной линии - кто-то поддерживает СВО, кто-то нет. В любом случае пересмотр ранее уже выданных возможностей гражданства - это очень опасная тенденция. Потому что, извините, люди покупали собственность, вкладывали деньги в эти страны. А теперь получается, что можно попросту отбросить все ранее заключенные договоренности. Причем, договоренности, заключенные не с кем-то, а с государством. То есть, государство перестает выполнять то, что было гарантировано.
Тогда встает вопрос: в цивилизованном ли мире мы живем, если государство позволяет себе не исполнять ранее достигнутые договоренности, которые закреплены законом?
Если вернуться к истории о плохих и хороших русских, то мы видим, как это сейчас происходит с деятелями культуры, например. Кого-то пускают на Запад и привечают. Кого-то не очень привечают. Как минимум, мы видим, что тестируется: нужно высказаться плохо о России, нужно высказаться плохо о действиях властей России, нужно высказаться хорошо об Украине, показав свою сострадательность, и всячески осудить специальную военную операцию. Можно, как некоторые попытались сделать, с треском захлопнуть дверь и уехать из страны.
Но сейчас мы видим и то, как меняется тональность. Даже в некоторых западных СМИ уже говорят: а может быть надо все-таки пойти на переговорный процесс? Уже есть высказывания о том, что не переборщить бы, если говорить по-русски, с поддержкой Украины. Потому что есть еще такое понятие как народ. Обычный народ, которому на самом деле не особо близки какие-то большие политические процессы. А люди просто хотят нормально жить, нормально есть, а не хотят отдавать всю свою зарплату по счетам за газ и электричество. И этот народ уже начинает приходить в ужас от всего происходящего и предъявлять претензии своим правительствам. Так что, вполне вероятно, историю о том, что мы сейчас отделим плохих от хороших, придется откатывать назад.
Если говорить о Латвии, которая, например, пишет закон, запрещающий использовать русский язык на работе и в общественных местах, то написать-то можно закон любой. И даже добиваться его исполнения, скорее всего, какой-то системой штрафов. Но мы понимаем, что очень много людей за рубежом, и тем более в Прибалтике, говорят на русском с рождения, поколениями. И если, например, человек пришел в какое-то учреждение, он хорошо говорит по-русски, а чиновник, который сидит за стойкой тоже неплохо знает русский, им удобней будет говорить по-русски. Это очевидно. В этой ситуации им надо будет говорить шепотом? По сути, это закон из разряда законов, ведущих к нацизму. Потому что когда ты запрещаешь какой-то язык или какой-то народ – что это, как не нацизм?
Иногда кажется, что правительства некоторых стран в полном составе немножко сошли с ума. Той же Латвии приходится вводить электронное голосование, не потому что это удобно, а потому что людей нет дома. Они все на заработках где-то в Европе. Причем, это не какие-то большие заработки айтишников. Это заработки домработниц, уборщиков, рабочих на улицах. То есть, они все там в роли каких-то подмастерьев. Это же ненормально, когда страна практически в полном составе уезжает на заработки, оставляя дома только малых детей и стариков.
Политики Прибалтики, издавая законы о запрете всего русского, подставляют свой народ. Не задумываясь, что может прилететь. Сейчас мир пересобирается и необходимо заниматься спасением своей страны.
Конечно, хочется верить, что управленческое безумие, спровоцированное позицией Украины, США и Евросоюза, постепенно начнет сходить на нет. Думаю, когда-то население Латвии заявит своему правительству: «А давайте подумаем, как мы переживем зиму, может быть мы займемся не политикой, а экономикой». Им, так или иначе, придется думать не о чистоте языка, а о том, как помочь своим людям. А людям, уж точно, все это противостояние абсолютно не нужно.