Выборный сезон: шаблонные кампании больше не работают
Эксперты продолжают разбирать итоги избирательной кампании 2018 года. Политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Григорий Казанков считает, что шаблонные избирательные кампании больше не работают и необходимо учиться мыслить креативно.
Эксперты продолжают разбирать итоги избирательной кампании 2018 года. Условно можно выделить две группы экспертных оценок. Одни говорят, что партия «Единая Россия» потерпела серьезный удар, и что значительно выросло протестное голосование, а другие считают, что для партии власти результат этого года ни на чем принципиально не отразится. Как Вы оцениваете результат сентябрьских выборов?
Я считаю, что для «Единой России» этот год бесследно не пройдет. И дело даже не в том, сколько мест партия потеряла на этих выборах, а в самой тенденции, которой раньше не было. Теперь ситуация в существенной степени изменилась. В этом году оказалось, например, что нет смысла ссылаться на Путина, — это больше не работает, по крайней мере, в той мере, в которой работало раньше. И все разговоры о том, что кандидат поддержан Путиным, что «Единая Россия» - партия Путина, не работают, хотя раньше срабатывало абсолютно в точку. Другие запросы у избирателей, и на них надо отвечать, а значит – и содержание избирательной кампании должно быть иным.
Тем не менее, некоторые кампании завершились для партии власти вполне удачно. Можете привести пример правильно построенной, грамотной кампании – из выборного сезона-2018?
Хвалить себя, конечно, немного странно, но я считаю, например, что у нас в Нижнем Новгороде хорошая губернаторская кампания получилась. Она оказалась достаточно эффективной, много чего было сделано, и там действительно присутствовало содержание. В Красноярске, судя по отзывам, хорошая, живая кампания была.
Если говорить о кампаниях оппозиции – в том же Красноярске у ЛДПР неплохая кампания была. Стоит отметить кампанию по выборам мэра Якутска, она была достаточно эффективной, и закончилась победой кандидата не от власти, что в Якутске, конечно, было очень непросто сделать.
Теперь, очевидно, участникам выборных процессов, в первую очередь, «Единой России» придется менять подходы к ведению избирательных кампаний. Следует ли вести речь об изменении видов политтехнологических работ?
Не столько политтехнологических, сколько идеологических. Как я уже сказал, у кампании обязательно должна быть содержательная часть. Ведь до последнего момента многие кампании велись людьми, которые вообще не заботились об их идеологическом содержании. Мол, мы скажем избирателю, что врио губернатора назначил Путин – значит, за него надо проголосовать. Настолько были уверены, что это панацея, что не вкладывали ничего другого и агитационную кампанию практически не вели. Не сработало. А там, где какое-то содержание привнесли в кампанию, например, в губернаторскую, там и получили результат. Поэтому сейчас важно как для «Единой России», так и для кандидатов от власти искать принципиально иные подходы для участия в избирательной кампании следующего цикла.
Для цеха политтехнологов что означают результаты этого года?
То же самое: что содержание пора менять, если работаешь на власть. А с другой стороны, это означает, что сейчас должны появиться внятные, серьезные фигуры от оппонентов власти. Многие, видя, что даже технические кандидаты побеждают, уже не будут отсиживаться на скамейке запасных. Некоторым, наверное, сейчас обидно, что не выставили свои кандидатуры в этом году. А могли бы, возможно, тоже сейчас быть избранными губернаторами. С этой мыслью, я думаю, очень многие сейчас живут, и на следующий цикл, уверен, заявятся более серьезные кандидаты, в том числе от оппозиции – будь то выборы губернаторов, мэров, или в представительные органы власти.
Но в целом, наверное, можно сказать, что рынок политтехнологий в ближайший год будет более востребован?
В общем-то он всегда был востребован, только сейчас люди другие будут востребованы. Потому что нужно что-то новое привносить, творческое. Шаблонные кампании уже не проходят.
Если говорить о российской партийной политической системе в целом, что-то изменится – по результатам прошедших в этом году выборов?
Изменится, конечно. Прежде всего, «Единой России» нужно как-то меняться. Мне кажется, партия «Единая Россия» отвыкла от политической конкуренции. Это ее проблема. Соответственно, нужно адаптироваться к этой ситуации. А другие партии тоже, между прочим, не готовы оказались к конкуренции. Они могли бы гораздо увереннее и эффективнее отработать прошедшую кампанию, но этого не произошло. Поэтому, либо существующим парламентским партиям придется как-то измениться с учетом новых условий, либо придется смириться с тем, что совсем скоро рядом появятся новые, эффективные игроки. Сейчас очень много образовалось политических лакун, в которые легко можно войти и достаточно быстро раскрутить и новый бренд, и каких-то новых людей. Уверен, что это будет происходить в ближайшие год-два.
Как вам кажется, уровень протестных настроений сохранится, по крайней мере, до выборов 2019 года?
Я бы сказал не «протестных», а оппозиционных, это разные вещи. Это не протест, это желание перемен. Так или иначе, эти настроения сохранятся и будут играть важную роль в ближайшем выборном цикле