Гуманитарное право и СВО: пределы этичности
Главный редактор сайта «Безопасность Арктики и России» Борис Дульнев - о нормах международного гуманитарного права, их трактовки и специальной военной операции.
Экспертное обсуждение приемлемости-неприемлемости ужесточения тактики военных действий со стороны союзных войск крутится вокруг гуманитарно-правовых и нравственно-этических аспектов СВО.
Общественное сознание, военные эксперты, политологи осмысливают ход СВО на харьковском направлении. Наступает понимание того, что стратегические планы России и методы ведения СВО на Украине подлежат радикальной корректировке. Об этом говорят и ведущие военные эксперты страны, и нанесение ударов ВС России по объектам инфраструктуры в Харькове, Кривом Роге и других местах. В ответ ВСУ наносят привычные ответные массированные удары не только по Донбассу, но и по Херсону, глубоко тыловому Луганску, и по инфраструктуре Белгородской области.
Если конкретизировать высказываемое экспертами мнение, то это две группы проблем:
1. Не будет ли ужесточение способов ведения боевых действий с нашей стороны выглядеть, как отступление от заявленных в начале СВО и неоднократно подтвержденных в ее ходе принципов строгого соблюдения международного гуманитарного права (МГП), и максимально сберегающих жизни и здоровье не только наших военных, но и жизни и здоровье, а также материальные ценности «братского народа Украины», который мы освобождаем от нацизма и фашизма.
2. Отсутствие четкого правового и этического понимания того, где проходят «красные линии» в связи с массированной поддержкой коллективным Западом во главе с США в рамках ЕС и НАТО финансами, вооружениями, подготовкой военных и, наконец, прямым участием НАТО в обстрелах американским высокоточным и дальнобойным оружием территорий Донбасса, контролируемой ВС РФ территории Украины и территории России. Особенно в сентябрьских контрнаступательных операциях на херсонском и харьковском направлениях. Сюда же можно отнести активную и агрессивную деятельность разведывательно-диверсионных групп СБУ, занимающихся террором в отношении должностных лиц и сторонников-активистов России на занятых нами территориях, территории Донбасса, и непосредственно на территории России.
Анализ высказываний экспертов, участвующих в ток-шоу основных ТВ-каналов, указывает на то, что большая часть из них имеет весьма поверхностное и избирательное знакомство с положениями международного гуманитарного права, регулирующего войну и военные действия. И большая часть доводов и аргументов находится не в правовой, а в, скорее, в нравственно-этической плоскости. Зачастую и к апелляциям к каким-то косвенным, часто откровенно притянутым обоснованиям. Непонятно, почему редакторы не приглашают специалистов в этой области права из МИДа, аппарата Уполномоченного по правам человека, университетов и юридических академий и т.п.
Никоим образом не претендуя на глубокое знание этой сложнейшей и объемной отрасли права, тем не менее, поделюсь соображениями по обозначенным выше темам, появившимся после внимательного прочтения правовых материалов в области международного гуманитарного права. Имею в виду единственную цель – перевести общественное обсуждение в более предметное правовое и политическое русло, руководствуясь здравым смыслом и опытом общественной и профессиональной правозащитной деятельности, так как с 2007 по 2010 годы являлся Уполномоченным по правам человека в Ненецком округе.
Но сначала о двух базовых принципах, которыми я руководствовался в своем анализе.
О соотношении российского и международного права
В бытность Уполномоченным я занимался этой проблемой. После принятия новой редакции Конституции РФ это почти не актуально, так как теперь в Конституции РФ закреплен приоритет правовых норм России над международными правовыми актами, в том числе, и над уже ратифицированными. Раньше было наоборот. Хотя по факту, во исполнение подписанных и ратифицированных РФ международных актов обязательно принимались российские нормативные правовые акты (НПА). Коллизии правоприменения возникали при отсутствии российских НПА. В этом случае никто в России требования международных актов не контролировал и не исполнял, что давало международным правовым институтам право публично «давить» на Россию за их неисполнение.
В отношении международного гуманитарного права (МГП) могу утверждать, что оно полностью или большей частью уже давно интегрировано в российское законодательство и его положения подлежат обязательному исполнению с наказанием за его несоблюдение. Пример – дело Буданова во время одной из войн на Северном Кавказе.
Кстати, в отношении Украины, скорее всего формально, можно утверждать то же самое. По крайней мере, если судить по ее Уголовному кодексу, в котором есть соответствующие статьи и в разделе XIX. Уголовные преступления против установленного порядка несения военной службы (военные уголовные преступления), и даже в целом разделе XX. Уголовные преступления против мира, безопасности человечества и международного правопорядка. Другой вопрос, что ни руководство этой страны, ни ее ВСУ и прочие государственные органы этим законодательством не руководствуются, а нормы МГП демонстративно не соблюдают, о чем Президент России Путин неоднократно информировал и генсека ООН Гутерриша, и президента Франции Макрона, и канцлера Германии Шольца.
Ранее в течение многих десятилетий в отношении международного права коллективный Запад использовал «двойные стандарты», используя его возможности исключительно ради собственной выгоды, для закабаления и лишения суверенитета других стран. В последние годы для Запада и этот подход стал обременительным. Подмяв под себя практически все международные органы и организации, Запад начал в одностороннем порядке открыто и грубо устанавливать некие «правила», отличные от норм международного права при молчаливом попустительстве международных организаций и органов и ведущих СМИ и информационных ресурсов. Причем, эти правила декларируются и изменяются в соответствии с текущими геополитическими интересами Запада. Свежие характерные примеры – миссия МАГАТЭ на Запорожскую АЭС, заявление Папы Римского и т.п.
Спустя более чем шесть месяцев с начала СВО Запад открыто вступил в войну в качестве военной стороны конфликта на стороне Украины и публично начал транслировать свою конечную цель использовать этот конфликт для уничтожения России, как государства, и в отношении к русским, даже шире, к россиянам, которых причисляют к русским, как к унтерменшам-недочеловекам, со всеми вытекающими в будущем последствиями для нас. В этих условиях уповать на непредвзятую оценку соблюдения-несоблюдения нашей стороной в ходе СВО норм МГП, не представляется возможным. Поэтому зацикливаться и комплексовать по поводу того, что о действиях союзных сил «скажет княгиня Марья Алексеевна», не стоит потраченных на эту мысль усилий. Причем, ни на государственном, ни на экспертном, ни на личном уровне. Россию уже назначили «мировым злом», виноватом во всех бедах Украины и Мира.
Здесь просто процитирую слова песни «Дорожная история» Владимира Высоцкого, прямо отражающую текущую ситуацию:
«Я отвечаю: «Не канючь!»
А он — за гаечный за ключ
И волком смотрит (он вообще бывает крут).
А что ему — кругом пятьсот,
И кто кого переживет,
Тот и докажет, кто был прав, когда припрут!
Он был мне больше чем родня —
Он ел с ладони у меня,
А тут глядит в глаза — и холодно спине.
А что ему — кругом пятьсот,
И кто там после разберет,
Что он забыл, кто я ему и кто он мне!»
Победитель докажет свою правоту и напишет свой вариант истории, свою «Эдду», как это было принято у викингов. Если вернуться от лирики к реалиям, то можно утверждать, что в части соблюдения МГП в этой ситуации стоит руководствоваться его нормами, отраженными в российском законодательстве, и нашим пониманием и толкованием его положений, исходя из реальной обстановки и потребностей достижения максимально возможной быстрой победы, то есть в достижении заявленных целей проведения СВО.
О «пределах допустимого» в отношении братского украинского народа с точки зрения МГП
Семейные и братские отношения бывают разные. От самопожертвования за родного брата и семью, до братоубийства, как в случае с библейским Каином, убившим из ревности и зависти брата своего Авеля. Люди грешны, поддаются влияниям, опасным соблазнам и пристрастиям, склонны к эмоциональным реакциям и импульсивным поступкам в состоянии аффекта. Люди вообще могут быть преступниками по своей психологии и образу жизни. В любом варианте здоровое родственное окружение пытается как-то скорректировать родного человека. В одном случае бывает достаточно психологической и (или) материальной поддержки, совета или вразумления. В других ситуациях сильного эмоционального возбуждения для приведения человека в чувство бывает необходимо дать ему оплеуху или даже «повязать» на время, чтобы он успокоился и пришел в адекватное и разумное состояние. В крайнем варианте это делает полиция, надевая на буяна наручники и помещая его в «клетку».
Но бывают и критические ситуации вроде безумия, тяжелой наркомании и алкоголизма, пристрастиям к азартным играм, тоталитарной идеологии и сектантству, преступному образу жизни, которые угрожают уже не только здоровью, жизни и благополучию человека, но и его близких и родственников. Тогда требуется применение силовых средств вразумления, начиная от правовых, заканчивая физической силой (насилием). Особенно в ситуациях, когда физически невозможно разъехаться в разные стороны и разорвать все родственные связи. Согласитесь, что на алкоголика, бегающего голышом с топором, в приступе белой горячки, и крушащего все на своем пути, уговоры не подействуют.
Братский народ сейчас пребывает именно в таком состоянии. Нравственно расчеловеченный, сидящий на «тяжелых информационных наркотиках» одной точки зрения, в зачищенном напалмом репрессий «политическом поле» до такой степени, что даже антирусские и откровенно фашистские лидеры-конкуренты вроде Порошенко, Тимошенко, Авакова, Коломойского и иже с ними, попрятались сами где-то в Европах, и засунули свои языки в соответствующие сортиру места. С напрочь «перепиленными» нацистско-фашисткой тотальной пропагандой мозгами и психологией. В условиях установленной на Украине тоталитарной фашистской диктатуры Зеленского, держащегося на финансах, штыках и средствах пропаганды Запада.
Под действием этой тяжелой «наркоты» и тотального гестаповского контроля за мыслями и любыми «контактами с русней» в смартфонах и компьютерах, братский народ в этих условиях критически не воспринимает собственную боль от безумных человеческих и материальных потерь, на которые его обрекает режим Зеленского, пытаясь средствами манипулятивной пропаганды на пролитой братским народом крови взвинтить чувство ненависти к России и русским, отводя это чувство от себя.
Сдержанность и гуманность России, старающейся пока не загонять братский народ в сложную гуманитарную ситуацию, пока что оценивается и фашистской кликой Зеленского, и Запада, как проявление слабости России, и лишь провоцирует их на более наглые циничные и жестокие способы и формы ведения войны. И характер этой войны на одной из своих программ Ольга Скабеева очень точно определила, как «карательный».
При этом Западом в отношении всех россиян продекларирован и реализуется принцип «субсидиарной ответственности» всех граждан страны, поддерживающих своего Президента и Верховного главнокомандующего, и проводимую СВО. Это и экономические санкции, и открытое похищение наших валютных резервов, и прекращение возможности взаимных банковских расчетов с зарубежными партнерами, спровоцированный «уход» из России западного бизнеса, торговая блокада, персональные санкции против политиков, чиновников, журналистов и даже олигархов, живущих вне России, отмена упрощенного визового режима для поездок в страны ЕС и НАТО. Декларируемая цель – «наказать» граждан России, обрушить экономику РФ, лишить страну средств и возможностей для ведения СВО, ввести в нищету граждан страны, этим и другими указанными выше запретами вызвать их массовое недовольство, спровоцировать их на массовые протестные действия, чтобы смести ненавистный Западу «режим Путина» и развалить Россию на ненавидящие друг друга части.
Наша экономика и социальная ситуация остаются в стабильном состоянии. Но из-за введенных против России санкций «субсидиарная ответственность» рикошетом вернулась на Запад, руководители которого не рассчитали уязвимостей собственной экономики и социальной сферы и неправильно оценили устойчивость России. Инстинкт самосохранения и нарастающий «болевой шок» от обострившихся проблем в промышленности, финансовой и социальной сфере, очень способствуют быстрому отрезвлению населения стран НАТО и Европы, несмотря на применение к ним по аналогичной с Украиной схеме использования тяжелых пропагандистских наркотиков. Осень, зима и весна для Запада будут «жаркими». Скорее всего, многих лидеров европейских стран мы в обозримой перспективе уже не увидим.
Под «субсидиарную ответственность» европейцы попали автоматически из-за просчетов своих политиков и их амбиций. Население Украины так же испытывает массовые лишения и ограничения в повседневной жизни, «болевой шок» от которых пока смягчается за счет почти неограниченной финансовой и гуманитарной помощи, а также анестезией тотальной антирусской пропаганды. Что наряду с «перепиленными мозгами» пока не позволяет братскому народу критически воспринимать происходящее и испытать ужас от собственных катастрофических перспектив. И личных, и государственных. Именно это позволяет руководству Украины вести войну, и гнать на убой все новые волны мужского населения и обрушивать страну в финансовую пропасть.
Оставаясь полностью в рамках МГП, Россия может ускорить по аналогичной с Европой схеме процесс «отрезвления» братского народа Украины и кратно усилить «болевой шок» для каждого украинца, следуя использованному против россиян принципу «субсидиарной ответственности», разрушив большую часть критической инфраструктуры Украины, в том числе, и административно-управленческой инфраструктуры всех уровней, военными средствами, которыми Россия располагает. И более быстрыми темпами с меньшими потерями как с нашей стороны, так и со стороны братского народа достичь целей СВО по денацификации и демилитаризации Украины. В этом случае однозначно погибнет меньше людей с обеих сторон и период «наивысших страданий» будет менее продолжительным. Плюс ко всему, это прекратит преступную политику руководства Украины, обрекающего страну на безвозвратную потерю демографических ресурсов из-за массового уничтожения мужчин репродуктивного возраста преступным режимом Зеленского.
Ранее опубликовано на: http://www.dulnev.nrmar.ru/prinugdenie-ukrainy-k-gum-prav.html