Губернаторам следует быть аккуратными в высказываниях
Вице-президент РАПК, политтехнолог Петр Быстров – об особенностях региональной политики на фоне специальной военной операции.
Внутренняя политика в регионах после начала специальной военной операции оказалась практически замороженной, и некоторые из высших должностных лиц регионов за это время как будто утратили политическое чутье, допуская в публичном поле такие высказывания, которые они вряд ли бы позволили себе еще совсем недавно. А ведь некоторым из отметившихся неоднозначными заявлениями на тему мобилизации и мобилизованных в следующем году предстоит идти на новые выборы и подтверждать свое право руководить регионами.
Вероятно, им стоило бы вспомнить прецедент со Светланой Орловой – она в 2018 году проиграла выборы губернатора Владимирской области вовсе не только потому что в принципе не сумела выстроить отношения с местными элитами, которые сделали всё для ее поражения на выборах, или наличия в избирательном бюллетене электорально сильных и хорошо ресурсно обеспеченных оппонентов, но и потому что хорошо запомнилась жителям региона своими яркими и полными откровенного пренебрежения к ним высказываниями в СМИ.
Вероятно, пример Орловой на фоне убедительных по своим результатам губернаторских кампаний референдумного типа, преобладавших на выборах ВДЛ 2020-2022 годов, оказался уже в значительной степени подзабыт и рассматривается как самими кандидатами, так и их технологическими командами как «дела давно минувших дней». Особенно аккуратными в своих высказываниях следует быть губернаторам, которые, как и Орлова, не укоренены в регионе и исходно воспринимаются как «чужаки». Ведь «своим», то есть местным, избиратели зачастую склонны прощать гораздо больше, нежели «варягам, присланным из Москвы.
При этом губернаторам и их окружению надо понимать, что у избирателей достаточно хорошая память, и многие из них, будучи не склонными к участию в публичных протестных акциях и выражению недовольства в социальных сетях, обладая скрытым протестным потенциалом, вполне могут проявить его там и тогда, когда от них этого меньше всего ждут, – в день голосования на своем избирательном участке.
Возможно, некоторые из губернаторов пожалеют о своих сегодняшних высказываниях, когда во время избирательной кампании захотят, чтобы избиратели прониклись эмпатией по отношению к ним, однако будет уже поздно. Дорога ложка к обеду, а думать о стратегии публичного позиционирования губернаторам, которым предстоит переизбираться в единый день голосования – 2023 надо начинать уже сейчас, а не тогда, когда выборы в регионе будут объявлены официально, и начнется собственно избирательная кампания.