Интересный поворот: резолюция Сената Франции против Азербайджана
Сенат Франции 295 голосами против 1 принял резолюцию, призывающую правительство ввести санкции против Азербайджана за его нападения на Армению и агрессию против Нагорного Карабаха. Документ также осуждает Баку за нападение на суверенную территорию Армении в сентябре, призывает вывести войска из Армении и подтверждает резолюцию Сената 2020 г., призывающую правительство Франции признать Нагорный Карабах. Он требует гарантий того, что статус Лачинского коридора, который связывает регион с Арменией, останется неизменным.
Политолог, директор Института современного государственного развития, эксперт Центра ПРИСП Дмитрий Солонников – о резолюции французского Сената, направленной на сдерживание Баку.
Франция, в данном случае, преследует сугубо свои интересы, не соотнося их с интересами жителей Южного Кавказа. В этом регионе нужен мир, взаимовыгодное сотрудничество в обстановке взаимного уважения. Прежде всего, для этого нужно снять все вопросы о демаркации границ и признать нынешнее положение дел. Карабах – всеми признанная азербайджанская территория, и чем быстрее Армения подпишет соответствующие документы, тем лучше будет, в том числе, армянскому народу. Для 30-летней армянской изоляции выход в том, чтобы развязались логистические коридоры, началась нормальная торговля. Тогда армянский народ увидит некое позитивное будущее.
Однако Франция в этом не заинтересована. Она заинтересована в новой итерации конфликта, в усложнении ситуации на Южном Кавказе и предложении своих услуг в качестве переговорной площадки. О чем говорили представители ЕС, ОБСЕ, Франции в рамках нынешних переговорных процессов? «Давайте подпишем некое соглашение и задвинем вопрос принадлежности Карабаха, оставим его на переговоры в некой исторической перспективе. Снова создадим переговорные институты, снова будем 30 лет собираться в Женеве, Минске, Праге - неважно где. Снова будем обсуждать то, что уже обсудили множество раз, не понимая, что альтернативы признанию нынешней ситуации нет.»
Задача Франции – попытаться войти в переговорный процесс и перетянуть на себя одеяло. Решается эта задача топорно, некрасиво и недипломатично. Есть интерес зайти в Южный Кавказ и продемонстрировать себя как мировую державу после «банкротства» на африканском направлении, где Франции приходится уходить из бывших колоний, (Россия, при этом, во многих случаях ее замещает). Это не говорит о Франции как о стабильной демократической структуре, которая могла бы нести соответствующие принципы в мир и которая могла бы демонстрировать стабильность интересов устойчивого развития. Попытка расшатать ситуацию – не лучший вариант для дипломатической игры в новом мире. В ситуации, когда Франция открыто лоббирует интересы одной из сторон, она не может являться посредником в данном конфликте.
Прекрасно известно, что Азербайджан – многонациональное государство, где все народы имеют возможность для развития и достойной жизни, своих национальных особенностей, культуры языка и исторических традиций. В данном случае внутренним делом Азербайджана является работа с теми, кто придерживается армянской позиции и хочет оставаться на его территории. До сих пор все развивалось очень корректно и позитивно. Несомненно, что так и будет продолжаться. Однако французские парламентарии делают вид, что они не в курсе этих процессов. Или они и в самом деле не в курсе всех нюансов производящего?
У меня такое впечатление, что мы наблюдаем постепенную деградацию европейских политиков. Проблема в том, что в Европе все больше делается упор на погоню за сиюминутной выгодой, а люди все менее компетентны в тех вопросах, за которые голосуют. Все меньше разбираются в стратегических планах, и задачей становится быть увиденным здесь и сейчас, и угодить лоббистам. Ради этого теряется имидж страны и представителей законодательной власти, которые раньше были цветом нации, готовы были отстаивать интересы государств и народов. Сейчас это игра «взрослых детей».
К сожалению, некомпетентность проявляется и в переговорных процессах, и выставлении требований, и в санкционной политике, и в попытке диктовать свою волю другим государствам в ситуации, когда на это нет оснований. Получается попытка куда-то влезть и показать себя красивым и актуальным. В этом смысле очень характерно поведение французских дипломатов, которые ведут себя в соответствии с современной европейской политикой.
Требование вывести азербайджанские войска из Нагорного Карабаха можно сравнить с требованием вывода французских войск из Нормандии. Может, это тоже спорная территория? Давайте признаем ее частью Великобритании и незаконно оккупированной Францией. Требование французского сената выглядит нелепым. Это делается для того, чтобы показать, что Франция будет в любом случае изображать из себя союзника Армении, несмотря на отсутствие здравого смысла в некоторых ее действиях и позитивных итогов для Армении. Накладывается это на сложную ситуацию внутри Армении, где Н. Пашиняну нужно продемонстрировать наличие поддержки и вектора развития, завязанного не только на евразийском пространстве (Южном Кавказе, Передней Азии). Важна возможность опереться на далекий Париж.
Экономически это не отразится позитивно на Армении. Страна нуждается в транспортных связях с Турцией, Азербайджаном, экономических и энергетических связях с Россией. Однако Пашинян пытается повернуться в другую сторону, в чем ему подыгрывают французские политики, делая бессмысленные заявления, не относящиеся к реальности (политической, военной или экономической ситуации). Важна позиция на сохранение Пашиняна как представителя евроатлантических элит на линии соприкосновения в Южном Кавказе. Все происходящее это иллюстрирует. Продолжение этой поддержки со стороны США и ЕС сейчас очень важно. ЕС пытается таким образом «перекупить» Пашиняна у США, а он – показать возможность своего сохранения. Игра идет в таком направлении, а к реальной военно-политической обстановке это не имеет никакого отношения.