Национальный Рейтинг Губернаторов: Хабаровский край и борьба Фургала
Центр информационных коммуникаций «Рейтинг», в рамках проекта «Национальный рейтинг», опубликовал очередное исследование, посвященное оценке деятельности глав субъектов Российской Федерации. Объектом исследования являются руководители субъектов Российской Федерации. Хронологические рамки рейтинга охватывают сентябрь-октябрь 2018 года.
Национальный рейтинг губернаторов и позицию в нем губернатора Хабаровского края Сергея Фургала комментирует политтехнолог, эксперт Центра ПРИСП Даниил Ермилов.
Говоря о ситуации в Хабаровском крае, которая сложилась в ходе осенних выборов, прежде всего, необходимо разделить степень влияния разных аспектов на результат выборов.
Ключевых причин поражения на выборах Вячеслава Шпорта можно выделить несколько.
Происходит глобальная смена запросов населения. «Сильная власть» уже не находит отклика у избирателя, основной запрос направлен на «справедливость» и «равенство». От данного тренда проистекает ряд запросов, связанных с положением регионов Дальнего Востока в экономической структуре Российской Федерации. Уровень жизни дальневосточников гораздо ниже, чем в средней полосе, преференции и инвестиционные проекты носят декларативный характер и никоим образом не ощущаются жителями. Местные жители жестко вытеснены из традиционных экономических сфер (лес, рыба и т.д.) крупными корпорациями с регистрацией в столице. В целом интересы местного населения игнорируются в пользу Федерации. В понимании людей эпоха «застоя» должна смениться переменами.
Исходя из вышеописанного тренда, анализ действий кандидата Шпорта показывает полнейшее игнорирование избирателей как участников выборного процесса, он допустил все ошибки, которые только можно было бы совершить. Это и образ кандидата, программа, месседжи, которые не попадали в ожидания, а публичные заявления вызывали волну недовольства. Встречи с населением практически не проводились. Агитационная кампания велась формально. Рекомендации политических технологов не соблюдались и воспринимались как необоснованная критика. Социология, показывавшая динамику изменения электоральных предпочтений, объявлялась ошибочной. Ошибочное назначение даты второго тура на 23 сентября сократило время на проведение избирательной кампании. Набор месседжей и технологических решений, использованных во втором туре, в корне расходился с данными содержательной социологии и как следствие — с ожиданиями. Правила проведения кампании во втором туре были нарушены полностью.
Работа команды Шпорта с политическим ландшафтом была пущена на самотек, что позволило вырасти Сергею Фургалу до уровня серьезного регионального политика. При планировании губернаторской кампании, фактор известного политика не был учтен. Фургал выдвинулся и прошёл муниципальный фильтр не без помощи «Единой России», после этого исход кампании был предрешён, а это был июль 2018.
Однако в нынешних условиях значение фигуры нового губернатора довольно неопределённое, поскольку своей команды у него нет, внешне благосклонное отношение к нему со стороны местных элит и общественности кроет в себе серьезную угрозу фиаско в 2019 году. Поскольку его не воспринимают как серьезного нацеленного на результат политика. При этом населением новый губернатор воспринимается как «свой», и поддержка будет сохраняться ещё какое-то время.
Отношения Фургала с местными элитами выстраиваются довольно непросто: одна часть общественности ждет от него открытия окон возможностей в виде вакансий и доступа к госконтрактам, другая же видит угрозу своим бизнес-интересам. Наиболее яркое противоборство наблюдается между губернатором и администрацией краевой столицы, исторически борьба двух кланов была источником конкуренции и развития в крае.