Важны условия, чтобы хорошие люди возвращались
Депутат законодательного собрания Вологодской области, экс-мэр Вологды Евгений Шулепов заявил, что в российском обществе оформились опасные тенденции. По его мнению, на фоне СВО из поля зрения пропадают другие проблемы. «Но у нас, кроме СВО, есть экономика, здравоохранение, образование, инфраструктура и так далее. В публичной повестке это все ушло на второй план. Никогда и никакая страна не одержит значимых побед, если она не будет сильной изнутри. Потому все должны заниматься своей работой с полной отдачей», - подчеркнул Шулепов. Кроме того, депутат обратил внимание на то, что частная жизнь человека и частная собственность должны быть неприкосновенны. И не надо вновь создавать врагов народа, как это было при Сталине во времена репрессий.
Политконсультант, эксперт по коммуникациям, психолог, эксперт Центра ПРИСП Алена Август - о жестких мерах и эмоциональных высказываниях по поводу людей, покинувших Россию после начала СВО.
Конечно, тема СВО – на первом плане внимания каждого человека. Не важно, близкого или далекого от политики. Так или иначе СВО задевает каждого. И, как мы видим, у некоторых политических деятелей возникает соблазн выделиться на фоне других жесткими предложениями. Мы сейчас слышим множество эмоциональных заявлений – все отнять и поделить, всех наказать…
На мой взгляд, к таким эмоциональным высказываниям надо относиться очень внимательно, а к решениям – взвешенно, потому что среди уехавших много людей, просто не разобравшихся в ситуации и любящих свою страну. Среди тех, кто сейчас высказывает какие-то порочащие Россию заявления, тоже весьма разные люди.
Рассмотрим предложение увеличить налоги для уехавших айтишников, работающих удаленно. Да, наверно, какое-то финансовое воздействие возможно, но надо еще и учитывать риски. Айтишники, как мы знаем, люди особенные, живущие в какой-то своей виртуальной реальности, и уехали они не для того, чтобы Россию предавать, а для того, чтобы спокойно работать, сидеть и писать свои коды. Конечно, это не самый гражданский поступок. Но выяснилось, что продолжать писать коды можно и в России. И сейчас стоит задуматься, как создать условия для того, чтобы люди возвращались.
Мы, конечно, восстановим отрасль IT, но не так быстро. Если же жестить, то меры негативного воздействия (если все это будет делаться чохом, как у нас любят) сработают не только в отношении тех, кто действительно разошелся во взглядах с наше страной, скажем так, кардинально, но и обернется против тех, кто, возможно, испугался, не разобрался и сейчас думает о том, почему бы не вернуться. Нам нужно не отпугнуть их, а создать условия, чтобы люди, все-таки любящие Россию, но в какой-то момент напугавшиеся, вернулись. Жизнь в стране идет своим чередом, экономика не рухнула, социальная политика работает, научные проекты работают, компании развиваются. Появились новые возможности для российских компаний.
Что касается разговоров об имуществе, это вообще вопрос очень сложный. Стоит ли нам уподобляться тем, кто сейчас накладывает лапу, по-другому не сказать, на имущество россиян за рубежом? И это не только яхты и квартиры, это, извините, финансовые вложения в акции, которые лежат в европейском депозитарии. И это совершенно не деньги миллиардеров и олигархов. Это деньги обычных граждан, которые свои сбережения вкладывали в акции. И вот уже почти год ничего не могут с этим сделать. Это и квартиры достаточно средненькие, где люди, например, хотели жить в теплом климате на пенсии, у нас много так называемых климатических эмигрантов всегда было. Климат в нашей стране суровый.
Думаю, важно задуматься о том, какой образ страны будут рождать предлагаемые негативные меры и как это воздействует на людей, которые все еще считают себя россиянами. Даже временно очутившись за границами России.
Если кто-то думает, что жесткие меры в отношении покинувших страну как-то помогут сплотиться народу внутри... Ну, радикалов у нас, слава богу, не так уж много. Мы не нападаем, мы защищаем своих граждан. Я уже не говорю, что некоторые такие предложения противоречат Конституции России. После таких жестких высказываний часть россиян считает, что раз отобрали у одних, потом придут за моим. И это лишь повышает тревожность среди людей.
Так что стоит разделять эмоции и разум, взвешивать риски и возможности, в первую очередь думая о людях, не устраивать охоту на ведьм, но и четко определять статус предателя Родины, что должно нести за собой последствия в рамках закона.