США и перспективы украинского урегулирования
Член Совета Ассоциации российских дипломатов, доктор политических наук, профессор кафедры дипломатии МГИМО, профессор РГГУ Владимир Пряхин – о диссонансе между намерениями и действиями США в отношении Украины.
Средства массовой информации («Блумберг») пишут о том, что президент Байден серьезно задумался над тем, чтобы изменить американскую стратегию в отношении Украины. США, видите ли, заинтересованы в скорейшем заключении мира или перемирия на Украине. Не совсем понятно правда в данном контексте, почему одновременно сообщается о намерениях увеличить поставки вооружений и других военных материалов в зону боевых действий.
В чем тут секрет?
Прежде всего в том, что как никогда ранее, так и теперь в американских коридорах власти никто нисколько не заботится о судьбах Украины и её народа. Для Белого дома украинцы всегда были и остаются всего лишь удобным пушечным мясом для войны с Россией. Прискорбно, но надо признать, что свои возможности на этом направлении политтехнологи Белого дома, госдепа и американских спецслужб использовали сполна, в том числе и вследствие наших собственных ошибок. Не смогли мы должным образом использовать тот огромный потенциал традиционных связей между нашими народы для того, чтобы противостоять дешевым «печинкам» г-жи Нуланд. Вследствие этого имеем сейчас то, что имеем, - братоубийственную войну на просторах, где когда-то зарождалась Российская государственность, что в наибольшей степени соответствует интересам тех правящих кругов в Соединённых Штатах, которые бредят завоеванием Евразийской платформы, столь необходимой им для мирового господства.
В чем же тогда причина «миролюбия» Белого дома и разговоров о «смене стратегии»? Как нам представляется, собака зарыта в том, что американцы испугались эффекта «лопнувшие струны». в ходе конфликта. Слишком уж велики потери украинской стороны в боях с российскими войсками. В беседах с западными журналистами министр обороны киевского режима генерал Залужный назвал цифру 236 тыс. для обозначения численности невозвратных потерь ВСУ с начала СВО. Вполне возможно, что с учётом целевого назначения этого заявления для того, чтобы вышибить слезу из глаз западного обывателя и подвигнуть его к дальнейшим расходам во имя продолжения бессмысленной войны, генерал сильно, возможно, даже кратно, преувеличил эту цифру. Но и тогда это страшное кровопускание для истерзанной кризисом страны. Вспомним хотя бы, что политический кризис, приведший к развалу СССР, был во многом спровоцирован войной в Афганистане, при численности потерь Советской Армии согласно версии авторитетного эксперта Г.Ф. Кривошеева в 15 531 человек.
Иными словами, дяде Сэму совсем не жалко ни уже погибших украинских солдат, ни тех, которые ещё погибнут в горниле братоубийственной войны. Но дядя Сэм чертовски боится, что потери неминуемо отрезвляюще подействуют на украинское общество, что даже самые неискушённые в политике граждане Украины поймут, наконец, бессмысленность кровопролития, а заодно и его истинную причину - русофобскую политику киевский клики, оказавшейся марионеткой зарубежных гегемонистских сил.
В случае такого отрезвления конфликт мог бы завершиться в течение суток прекращением огня и последующими переговорами о заключении межгосударственного договора между Россией и Украиной о границе и принципах отношений. При этом, безусловно, Украина сохранит свой статус как суверенное независимая государство. Более того, Россия может принять обязательства относительно гарантий ее территориальная целостности на западе, где уже сейчас аппетитно щёлкают зубами доброхоты, предвкушая отторжение «восточных крестов» от бывшей Радяньской Украины.
Вообще, между нашими странами и народами нет таких проблем, которые нельзя было бы решить, кроме одной - мы уже никогда не сможем вернуть к жизни солдат, ставших жертвами бессовестной игры западных политиканов, сделавших Украину жалкой марионеткой в своих стратагемах целью завоевания мирового господства.
Но для достижения перемирия необходима, безусловно, и активная инициативная политика с нашей стороны.
Во-первых, необходимо сделать все для того, чтобы изолировать бандеровское меньшинство от украинского народа. Надо ясно и недвусмысленно дать понять, что Россия поддерживает идею существования независимого суверенного сильного украинского государства, что она окажет содействие в восстановления высокотехнологичной экономики Украины советских времён при условии ее денацификации и отказе от вступления в НАТО.
Во-вторых, следует поработать с американцами. В американском обществе до сих пор нет адекватного понимания того, что происходит на Украине. Американцы до сих пор не отличают русских от украинцев. Вместе с тем, как мне представляется по личному опыту, немало средних американцев с пониманием восприняло бы возобновление политического диалога между нашими странами. Это особенно актуально сейчас накануне президентских выборов в Соединённых Штатах. Очень важно, чтобы кандидаты и от демократов, и от республиканцев почувствовали, что конструктивная линия на прекращение огня и политический диалог с Москвой принесет им дополнительные голоса избирателей в ноябре 2024 года.
В-третьих, необходимо строить или, точнее говоря восстанавливать, отношения с европейцами с учётом имеющихся различий, как между отдельными европейскими странами, так и внутри этих стран. Вне всякого сомнения, в европейском обществе есть определённый и не такой уж малочисленный сегмент, который рассматривает бои на Донбассе как своеобразный реванш за разгром армий германских, венгерских, итальянских, румынских, хорватских и других фашистов под Сталинградом. Но ведь были и те европейцы, которые в сложных условиях подполья сопротивлялись как гестаповцам, так и своим собственным коллаборационистским режимам. Нельзя считать, что вся Европа охотно «подхрюкивает» дяде Сэму. Тем более, что в отличие от американцев, европейцы достаточно остро чувствуют весь негатив антироссийских санкций.
В-четвёртых - и это, наверное, самая главная - непременным условием для достойного решения комплекса украинских проблем является внутренняя консолидация российского общества. Наше общество сейчас сплочено как никогда. Но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы борьба за суверенитет, за национальное достоинство, за право существование россиян на этой земле наши отечественные «остапы бендеры» использовали как дымовую завесу для маскировки коррупционных схем, для расхищения и «распила» национального достояния. Для этого необходимо всеми силами поддерживать и развивать инициированный президентом процесс кадрового обновления на всех уровнях власти. Нужны новые люди. От того, какими они будут, зависит наше будущее.