Пять мифов о «Редане»: слезы «бумажного тигра»
В последние дни слово «Редан» регулярно мелькает в новостных заголовках. СМИ сообщают о массовых задержаниях подростков, которых правоохранители подозревают в причастности к этому сообществу. Молодые анимешники, которых журналисты обозначили как представителей «Редана», выходят на акции протеста на Украине и в Белоруссии (как утверждается – антивоенные).
Киев обвиняет в создании «Редана» Москву, Москва – Киев. Александр Лукашенко пока в раздумьях, на кого из соседей взвалить последствия за то, что в его республике непонятные люди на площадях требуют странного.
Глава СПЧ Валерий Фадеев уже обратился в МВД с запросом относительно причины беспорядков.
Администратор сообщества «ЧВК Редан» заявил, что просит о встрече с депутатами Госдумы. И на этот призыв откликнулся депутат Госдумы, зампредседателя Комитета по экономической политике Государственной Думы Станислав Наумов.
Дискуссия вокруг темы «Редана», темпы ее развития и оторванность значительной части лиц, принимающих решения, от молодежной среды, привели к возникновению целого ряда мифов о «Редане».
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Николай Пономарев решил проанализировать наиболее значимые из них. И первым объектом его анализа стали утверждения о том, что члены «Редана» организуют массовые драки со своими противниками. Регулярно публикуемые в сети видеоматериалы указывают на то, что в последние дни в России проходит полноценное «сафари на реданов».
Вопросы, связанные с происхождением сообщества, причинах его популярности, влиянием аниме-культуры на политику и последствиях реакции государства на «реданоманию» получат освещение в последующих публикациях.
Когда в СМИ и соцмедиа упоминают «ЧВК Редан», люди чаще всего вспоминают о массовых драках в России или антивоенных протестах на Украине. Но внимательное изучение «живой видеолетописи» происходящего подводит нас к картине, слабо ассоциирующейся с «растущей угрозой экстремизма». По крайней мере – со стороны «патлатых анимешников».
Террор в действии
Вот в Тольятти подросток избивает сверстника в туалете местного ТЦ и отрезает у него ножом челку, обвиняя его в причастности к «паучкам». А это уже Петербург: толпа «антиредановцев» ставит на колени парня, по их мнению, причастного к этому сообществу. Ему специально роняют сигаретный пепел на голову и угрожают отрезать лицо на фоне выкриков «камеру уберите». А вот молодые люди со специфическим акцентом устраивают в ТЦ проверку телефонов у своих сверстников на предмет их причастности к «Редану». Курган: парня с ДЦП бьют за гаражами за причастность к «Редану» после «проверки телефона», используя, в том числе, телескопическую дубинку.
Нижний Новгород: за редановскую символику на одежде группа гоповатого вида подростков обещает «толпой загасить» молодого человека. Воронеж: толпа молодых людей набрасывается на редановца и избивает его прямо на дороге. Парня не спасает даже нож, который он так и не решился использовать. Самара: подростка избили из-за толстовки и брелка с пауком. Вот человекообразное избивает и ставит на колени ребенка-редановца, судя по голосу – младшеклассника. Здесь толпа черноволосых и смуглых юношей «гасит» кого-то, лежащего на земле. А в этом видео «редановца» опять же коллективно избивают на парковке. Тут 16-летнего парня бьют и потом ставят на колени, угрожая «поломать». А по этой ссылке вы можете найти аудиозапись с рыданиями девушки, которую борцы с «Реданом» облили из перцового баллончика.Если вы когда-нибудь хотели увидеть, как толпа дегенератов избивает ногами стонущего человека, лежащего на земле, то можете ознакомиться с этим видео.
При этом поиски видео, на которых члены «Редана» вытворяли бы похожие «художества» со своими противниками, результатов не принесли.
И это само по себе поставило два вопроса. О каких экстремистах вообще идет речь? И почему правоохранители пакуют «редановцев», а не устроивших на них «сафари» сверстников?
Речь идет не о массовых драках, а скорее массовых избиениях. В рамках которых условные члены «Редана» выступают жертвами.
Casus belly
Нам известен только один эпизод того, как редановцы реально дрались на равных со своими оппонентами. И речь идет о той самой драке в ТЦ «Авиапарк», которая и привлекла к подросткам столько внимания. Напомню, 19 февраля группа весьма неинтеллигентных молодых людей подошла к мирно уплетавшим фастфуд на фудкорте редановцам и стала требовать от них отдать стулья в весьма некорректной форме. Когда «патлатые» отказались, их пообещали … выразимся цензурно, избить. Однако шаблон сломался: не самые атлетичные «реданы» сумели дать отпор обидчикам.
Драку сняли на видео, которое в кратчайшие сроки стало вирусным. К несчастью для «Редана». До этого момента о нем было мало что известно естественным врагам в лице русской ультраправой молодежи и этнических националистов. Теперь же «патлатые омежки» не просто обрели лицо. Они фактически подняли с земли перчатку вызова, которой юные поклонники «традиционных ценностей» привыкли безнаказано хлестать их по щекам. А такого любые гоп-сообщества не прощают.
Масла в огонь подлили вездесущие комментарии в Интернете. То ли имела место осознанная провокация (о ее заказчиках мы сейчас можем только строить предположения), то ли сработала привычка обитателей сети к тому, что в онлайне все можно. Но в комментариях к видео с дракой в «Аквапарке» стали появляться не самые приятные для молодых околофутбольщиков и юных представителей диаспор записи. В том числе «сетевые войны» начали обсуждать вопрос о том, насколько похорошела бы Россия, если бы «реданы» отчистили улицы ее городов от своих противников. Сами «редановцы», большинство из которых в принципе не имели опыта уличных драк, тихо сползали в яму недоумения от таких предложений. А потом кто-то начал тиражировать призывы и оскорбления из чатов за пределами сообществ реданов. В полном соответствии с классическим «- Так они называли меня желтой рыбой? – А еще червяком, земляным червяком».
Что показал опыт последних двух недель? Во-первых, «Реданы», к сожалению для себя, не являются организованным сообществом с развитой культурой насилия. Именно поэтому они стали удобной жертвой для сплоченных, легко мобилизуемых и имеющих богатый опыт причинения травм ближнему своему ультраправых и этнических националистов. Во-вторых, в России существует развитая сеть молодежных хулиганских сообществ, способных оперативно провести адресную кампанию террора. Данные группы используют в качестве идеологии элементы традиционализма и религиозного фундаментализма либо ультраправых учений. И «Редан» не относится к их числу. В-третьих, в случае массовых конфликтов с использованием насилия среди молодежи полиция чаще всего действует не в соответствии с реальными обстоятельствами, а согласно указаниям сверху. В-четвертых, на уровне элит слабо ориентируются в состоянии молодежного сообщества.