ДЭГ станет привычной услугой для россиян
Центризбирком рассматривает заявки на проведение дистанционного электронного голосования в ЕДГ-2023. В прошлом году электронное голосование применялось на выборах различного уровня в Калининградской, Калужской, Курской, Новгородской, Псковской, Томской и Ярославской областях, а также на муниципальных выборах в Москве с использованием московской платформы. Проголосовали более 86% граждан, зарегистрированных для участия в ДЭГ. В этом году заявки подали уже 25 регионов.
Эксперты Центра ПРИСП Владимир Шаповалов и Александр Асафов - о развитии дистанционного электронного голосования в России.
Политолог, эксперт Центра ПРИСП Александр Асафов:
Мы видим, что у людей существует запрос на новые (а для некоторых регионов уже ставшие традиционными) способы голосования, такие как ДЭГ. Несмотря на то что критики электронного голосования из системной и несистемной оппозиции тратят много усилий на дискредитацию электронного голосования, люди выбирают этот формат самостоятельно. Опыт применения дистанционного электронного голосования в прошедших электоральных циклах и та социология, которую мы видим, говорят о высоком доверии. Цифровизация идет широкими шагами, люди понимают, что использование электронных сервисов – это удобно, это часть их жизни, поэтому такие же инструменты применимы и на волеизъявлении. Мы видим широкий запрос, регионы с оптимизмом смотрят в будущее, и у всех есть понимание, что если не в этом электоральном цикле и даже не в цикле 2024 года, о чем говорит Элла Памфилова, но ДЭГ будет применяться повсеместно. Российская избирательная система – одна из прогрессивных систем в мире, и в этом ключе мы тоже, как говорится, впереди планеты всей.
Избиратели в разных регионах высказывают готовность голосовать дистанционно, потому что это удобно, это позволяет голосовать тем, кто в силу определенных обстоятельств не может дойти до участков. Поэтому люди относятся положительно. Судя по заявкам от регионов, они хотят, чтобы избирательный процесс у них шел в ногу со временем. Все идет от избирателя. Какое решение примет ЦИК, вопрос пока открытый, но в любом случае очевидно, и об этом говорил президент, что в перспективе этот способ будет востребован. Участки для желающих голосовать традиционно тоже останутся, но ДЭГ придет в нашу жизнь так же, как пришли, например, «Госуслуги». Опасений у избирателей нет. Люди открыты к новациям и понимают, что это удобно, транспарентно, регионы делают выводы и посылают заявки на проведение ДЭГ в следующем электоральном цикле. Я думаю, что технически субъекты готовы по-разному. Где-то оптимизма больше, чем реальной готовности, но все выводы сделает ЦИК, когда будет удовлетворять заявки, и мы это увидим. Уже в восьми регионах это было, у регионов есть опыт, и с его учетом, думаю, будут реализовываться заявки.
Заместитель директора Института истории и политики МПГУ, член правления РАПН, эксперт Центра ПРИСП Владимир Шаповалов:
Дистанционное электронное голосование развивается в России как одна из форм наряду с офлайн-голосованием, не заменяя его, а создавая для избирателей возможную альтернативу. Развитие ДЭГ идет с 2019 года, когда его использовали в качестве эксперимента на выборах в Мосгордуму. Затем практику стали применять в других регионах в рамках ЕДГ. В 2022 году дистанционное голосование использовали на выборах разного уровня в 290 избирательных кампаниях в восьми субъектах Федерации. Этот опыт создает серьезные основания и предпосылки для дальнейшего расширения применения ДЭГ.
Можно сделать несколько выводов относительно электронного голосования.
Первый. Дистанционное голосование существенно расширяет возможности по реализации избирательных прав граждан, поскольку голосовать можно в любом месте и в любое удобное время. Поэтому большинство избирателей позитивно относятся к такому формату.
Второй. ДЭГ постоянно совершенствуется, те электоральные циклы, что уже прошли, позволяют транслировать полученный опыт и вносить необходимые изменения для совершенствования механизмов защиты и способов передачи голоса.
Третий. Дистанционное голосование является защищенной моделью, которая позволяет в полной мере быть уверенными в объективности и в том, что голос избирателя сохранится в неизменном виде.
Четвертый. Возможность проведения ДЭГ во всех регионах. Не думаю, что существуют серьезные технические ограничения, хотя страна большая и имеет разные природные и технические условия. Но я напомню, что мы пережили пандемию коронавируса, в рамках которой активно развивались удаленные формы работы, образования. Поэтому, несмотря на определенные технические ограничения, ДЭГ способно развиваться на территории всех субъектов.
В то же время нет никакого резона искусственно ускорять процесс распространения электронной формы и принуждать регионы к переходу на новую практику. Должны сформироваться все необходимые условия, в том числе технические. Поэтому, думаю, путь развития ДЭГ должен быть эволюционным: постепенно расширяясь, масштабируя практики, отрабатывая технологии, формируя инструментарий для организации выборов, наблюдения и участия избирателей, кандидатов и партий в этом процессе, со временем распространить формат на всю страну.
Ранее опубликовано на: https://regcomment.ru/analytics/deg-budet-postepenno-rasshiryatsya-na-vsyu-stranu/ и https://regcomment.ru/opinions/deg-pridyot-v-nashu-zhizn-tak-zhe-kak-prishli-gosuslugi/