Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг»
02.05.2023

Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права

 

Политтехнолог, руководитель «Дубравский Консалтинг» Павел Дубравский – о поправках, внесенных в Конституцию Республики Узбекистан.

В прошедшее воскресенье в Узбекистане состоялся конституционный референдум. Вынесенные на голосование поправки коснулись 65% действующего основного закона. Среди них: обнуление президентских сроков, запрет на смертную казнь, признание международного права и провозглашение республики социальным демократическим государством.

Центризбирком объявил окончательные результаты референдума по Конституции Узбекистана в новой редакции. Явка составила 84,5%. За изменение Основного закона проголосовали 90,2% избирателей, против — 9,35%. Глобальные изменения коснулись политики, экономики и базовых прав человека

Зачем нужна новая конституция?

Во время своей инаугурационной речи в ноябре 2021 года президент Шавкат Мирзиёев предложил конституционную реформу. Он сказал, что это «предложение, которое востребовано самой жизнью и продиктовано логикой наших преобразований». Действующий президент провозгласил соблюдение принципа человек — общество — государство. Последнее должно заботиться о своих гражданах. Мирзиёев выделил три ключевых направления работы его администрации: глобальные реформы общественных отношений и государства, справедливость и верховенство закона, развитие национальной экономики.

Новая конституция нужна для реализации проектов в этих направлениях.

Есть и другие, неформальные причины для обновления Конституции. В своих речах и президент, и первые лица страны неоднократно обращались к молодёжи. По их замыслу, новый проект был нужен не только, чтобы закрепить новые общественные отношения и дать Узбекистану возможность проводить реформы, но и помочь будущим поколениям республики.

Что поменяется?

Часть новых норм уже закреплена в других законодательных актах. Например, смертная казнь давно запрещена в Республике, но сейчас запрет может быть закреплён и в Конституции.

Социальные изменения

Узбекистан провозглашается правовым, социальным, светским и демократическим государством. Социальные обязательства государства увеличатся почти в 3 раза. Например, нуждающиеся категории граждан будут обеспечиваться жильём. Будет определяться минимальный размер заработной платы, закреплены права на гарантированную медицинскую помощь.

Одна из главных головных болей многих граждан РУЗ — поступление в университет. Новая Конституция предполагает введение грантов для талантливой молодёжи с возможностью покрытия стоимости обучения.

Правовые изменения

Конституция провозглашает верховенство международного права. Поправки подразумевают включение в правовую систему Узбекистана общепризнанных принципов и норм мирового права.

В числе президентских инициатив были предложены правила Миранды (чтение прав при задержании) и хабеас корпус (соблюдение прав человека при задержании).

Любые неясности в законодательстве будут трактоваться в пользу гражданина. Акцент в новой версии Конституции сделан на правах человека, а не только гражданина. Новый проект утверждает верховенство международного права для всех людей на территории Республики Узбекистан.

Политические изменения

Для соблюдения принципа разделения властей сократится количество сенаторов со 100 до 65, а полномочия кенгаша народных депутатов и хокимов будут разделены. Это нужно, чтобы один человек не был в исполнительной и представительной власти одновременно.

Закрепляется принцип разделения властей. В предыдущей версии основного закона главы исполнительной власти были и главами представительной власти. Это, как если бы глава управы московского района возглавлял местный совет депутатов.

Увеличивается срок президента с 5 до 7 лет. Гипотетически действующий президент сможет избираться ещё два раза по 7 лет, предыдущие сроки сбрасываются.

Вводится ограничение на занятие двух сроков подряд президентом, председателем Сената, спикером Законодательной палаты, генерального прокурора, главы и зама ЦИК, председателя и зама Верховного суда и др.

Закрепляется суверенитет республики Каракалпакстан. Это важный пункт, который закрепляет права республики Каракалпакстан внутри Узбекистана. В середине 2022 года после вынесения на общественное обсуждение проекта новой редакции Конституции Узбекистана, в Каракалпакстане начались протесты. В обсуждаемом проекте было удалено слово «суверенное», убрано право республики на отделение от Узбекистана. Это вызвало недовольство местных жителей, что привело к многочисленным протестам. В новом тексте Конституции Каракалпакстан признаётся суверенной республикой с правом на выход из состава Узбекистана.

Международный контекст

Действующий проект Конституции с воодушевлением поддержали все пять политических партий Узбекистана. Нельзя сказать того же самого про международное сообщество.

ОБСЕ выступила со сдержанной критикой прошедшего референдума: «Конституционный референдум в Узбекистане рассматривается как продолжение реформ, но процесс ослаблен отсутствием подлинного плюрализма».

Организация отмечает высокий технологический уровень проведения референдума со стороны Центральной избирательной комиссии, но остаётся в сомнениях в организаторских способностях нижестоящих комиссий. И хотя проведение референдума было воспринято, скорее, положительно, а процесс охарактеризован, как спокойный, не обошлось без критики самой концепции референдума. Ключевой вопрос со стороны ОБСЕ касался пакетного голосования, когда гражданин Республики Узбекистан мог проголосовать либо за, либо против всех поправок в Конституцию. Международная организация отметила отсутствие противоположного мнения, агитации против референдума, хотя такая возможность была предусмотрена законодательством.

Взаимодействие Узбекистана с мировым сообществом на этом не ограничивается. В феврале-марте госсекретарь США Энтони Блинкен посетил страны Центральной Азии, среди них был и Узбекистан. Блинкен встретился с и.о. главы МИДа Бахтиёром Саидовым и обсудил кадровое взаимодействие между странами. Позже в формате встречи с министрами иностранных дел пяти стран Центральной Азии (C5+1) в Астане он заявил о возможном смягчении последствий антироссийских санкций для стран этого региона. Госсекретарь объявил о выделении 25 миллионов долларов для диверсификации торговли и создании рабочих места в республиках Центральной Азии.

Примерно в это же время президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев ответил на вопрос: «На чьей стороне Узбекистан?». Он заявил, что сейчас сложное время и большие страны давят на Республику, чтобы она выбрала одну из сторон и отказалась от своего нейтралитета в большой мировой политике. Ответ президента на этот вопрос был лаконичен: «Ответ один — я на одной стороне, я готов умереть за мою нацию, народ, интересы великого Узбекистана».

Политика нейтралитета — главный принцип Узбекистана во внешних отношениях с другими странами. На последней Генассамблее ООН Узбекистан вошёл в число стран, которые воздержались от осуждения России в российско-украинском конфликте. В совместной резолюции с Советом Европы 122 страны проголосовали «за», Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан воздержались. Среди стран Средней Азии только Казахстан поддержал резолюцию с осуждением действий России.

Реформы Узбекистана делают его ближе к странам с западной системой права, тоже самое касается и экономики. При этом страна выдерживает политику нейтралитета, которая позволяет ей брать лучшее от обоих миров. Вместе с конституционной реформой, Узбекистан встал на путь экономических реформ и вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Во время второго Ташкентского международного инвестиционного форума президента заявил, что эти реформы идут друг с другом вместе.

Впереди страну ждёт запуск Международного коммерческого суда при поддержке международных экспертов и переход к зелёной экономике.

sud pravo zakon min

 

 
Новое на Prisp.ru
 
Партнеры
politgen-min-6 Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
banner-cik-min Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
banner-rfsv-min Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
expert-min-2 Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
partners 6
eac_NW-min Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
insomar-min-3 Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
indexlc-logo-min Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права
rapc-banner Узбекистан стал ближе к странам с западной системой права