Фактор эмоций в публичной политике
Политконсультант, партнер Консалтингового бюро Т&М, эксперт Центра ПРИСП Антон Тимченко – об отличительной особенности политических дебатов.
Дебаты отличаются от иных форматов спора особой процедурой, публичностью и, как следствие, фактором эмоций.
Во время дебатов политики транслируют свой образ, раскрывают программу и атакуют оппонентов. Причем используемые уловки хоть и известны, отлично работают. Например, «навешивание ярлыка». Прием отлично работает даже на уровне президентских кампаний.
Именно так, эмоционально «раскачав» оппонента, а затем навесив ярлык и несколько раз его закрепив, в 2007 году выиграл президентские дебаты Николя Саркози. Один из дебатных кейсов, которые разбирали со слушателями Политшколы СРЗП. Поучительная история.
С самого начала дебатов социалистка Сеголен Руаяль выбрала тактику натиска: темп, обличительный пафос в адрес соперника, указание на его ошибки и апелляция к нравственности. В общем, прессинг и попытка «удушить моралью». Особенно высоко градус эмоций политик подняла, когда дебаты коснулись образования детей-инвалидов. Еще бы, в анамнезе госпожи Руаяль пост министра образования, обсуждаемая тема — ее конек. Казалось бы, дожимай и выигрывай. Но все споткнулось о контригру Саркози.
Видя, как социалистка постепенно эмоционально «разгоняется», будущий французский президент начал активно демонстрировать скуку и игнор. Увлеченно перебирал бумаги и отрешенно смотрел мимо Руаяль. Желая привлечь внимание Саркози, она стала повышать голос, категоричность суждений и морализаторский апломб.
— Нет, господин Саркози, в политике не все допустимо! Этот разрыв между словами и делами, особенно когда речь идет об инвалидах, неприемлем. Я крайне возмущена! — полыхала Руаяль.
— Мадам, успокойтесь, — подчеркнуто вежливо заметил Саркози.
— Нет, я не успокоюсь! — продолжала натиск социалистка.
— Успокойтесь и не тыкайте в меня указательным пальцем, потому что… — все также демонстративно корректно начал Саркози, но был оборван.
— Нет, я не успокоюсь, я не успокоюсь!
— Я хочу вам сказать… — пытался вклиниться Саркози.
— Нет, нет, я не успокоюсь! — отрезала Руаяль.
— Чтобы быть президентом республики, нужно уметь сохранять спокойствие, — с некоторой иронией спокойно замечает Саркози.
— Нет! — возражает, неспособная уже остановить эмоциональный вал, Руаяль.
— Да.
— Только не тогда, когда есть несправедливость! Существует праведный гнев. Потому что это ответ на страдания людей… — продолжает «ехать» на высоком градусе Руаяль.
— Позвольте, я скажу, — все так же сдержанно пытается вставить реплику Саркози.
Но поток Руаяль не прервать:
— …И когда я стану президентом, я прослежу за тем, чтобы все дети-инвалиды были приняты в школы…
Ведущие дебатов вынуждены вмешаться, чтобы предоставить Саркози слово.
— Я не знаю, почему госпожа Руаяль, обычно такая спокойная, вдруг вышла из себя и потеряла самообладание… — начинает он с демонстративным изумлением.
Но его тут же обрывает Руаяль:
— Я не вышла из себя, я просто возмущена. Это не одно и то же. Не надо ерничать, господин Саркози. Я не потеряла самообладание, я просто полна возмущения. Если позволите, … существует чистый и очень полезный гнев…
— Хорошо, — соглашается Саркози, — я не знаю, почему мадам Руаяль так нервничает…
Но оппонент его снова перебивает:
— Я не нервничаю, я в гневе.
— Это происходит из-за того, что вы нервничаете, — продолжает смещать фокус дискуссии на эмоциональную несдержанность Руаяль будущий президент.
— Я никогда не нервничаю. У меня прекрасное самообладание!
— Очень хорошо, — продолжал свою линию Саркози, — только что вы его потеряли.
— Я возмущена несправедливостью и ложью! — не могла остановиться Руаяль…
Чуть позже Николя Саркози повторно «забил гвоздь» в образ своей конкурентки:
— Вы слишком легко выходите из себя, мадам, и слишком быстро впадаете в гнев, а президент республики – это тот человек, мадам, на плечах которого лежит очень тяжелая ответственность.
Выиграв дебаты, Николя Саркози выиграл и президентские выборы. Позднее исследования показали, что один из главных недостатков госпожи Руаяль, по мнению избирателей, не позволивший ей победить, — «слишком эмоциональная» («слишком нервная»).